Татьяна Ростовцева

Перспективы путинской России

Еще раз повторю: ситуация ничуть не менее сложная, нежели в период власти Михаила Горбачева, и требует нового качества властного материала. То, что в горбачевскую и ельцинскую эпоху не удалось сделать ни юристу Горбачеву, ни юристу Лукьянову, ни юристу Крючкову, придется совершить юристу Путину. Во время визита Михаила Горбачева в Литву из уст главы советского государства прозвучали замечательные слова, обращенные к народам советской Прибалтики: «Вы не жили в федерации, вы жили в унитарном государстве», и «нам нужна федерация с новым наполнением». Нового наполнения не получилось. Прежняя советская федеративная конструкция распалась. Сегодня в ряде аналитических публикаций констати¬руется та же ситуация: современная Россия федерацией, по существу, не является — она по-прежнему унитарное государство. Последствия проведения в жизнь таких концепций могут быть значительно серьезнее, нежели предыдущие, связанные с разрушением Советского Союза.

«Политология»
ТРК «Петербург» — ЛОТ
Телеэфиры 18 и 25 июля 2002 года

Юрий Николаев: Около полутора месяцев назад, вскоре после встречи с Бушем, Владимир Владимирович Путин (человек, как мы знаем, чрезвычайно сдержанный и взвешенный в оценках) крайне эмоционально высказался по проблеме Калининграда: он сказал в своем выступлении, что судьба Калининграда прямо влияет на судьбы миллионов россиян. Что произошло за эти месяцы, какие экспертные оценки были высказаны, и почему Калининград может влиять на судьбы миллионов россиян?
Алексей Мусаков: Владимир Владимирович Путин — будучи человеком не только сдержанным, но и осведомленным (возможно, и из источников личного характера) — прекрасно знает об умонастроениях и политической ситуации в Калининградской области. Ситуация серьезна: Калининградскую область «растаскивают» — слегка оттаскивая от России и подтаскивая к Евросоюзу. Руководимая неким Сергеем Пасько Балтийская республиканская партия свою задачу видит так (цитирую первоисточники): «Провести референдум о статусе сообщества, определив его как суверенное государственное образование Балтийская Республика, являющееся субъектом международного права и одновременно — ассоциированным субъектом Российской Федерации».
Ю.Н.: Мы ведь это проходили; как Вы помните! Последние десятилетия прошли под этим знаком. Почему идея создания свободной экономической зоны на территории Санкт-Петербурга не была реализована в ту пору?
А.М. Я прекрасно помню голосование по этому поводу: 64 голоса из 450 получила идея создания Комитета по управлению свободной экономической зоной в составе города и области под руководством тогдашнего председателя Ленсовета, а впоследствии мэра.
Ю.Н. Анатолия Александровича Собчака.
А.М. Идея не прошла. Хотя, на мой взгляд, это был ответ на радикальные либерально-демократические претензии по расши¬рению правосубъектного статуса Ленинграда. Тогда модно было вольничать и… уходить далеко-далеко. Так вот, идея свободной экономической зоны была предложена как механизм компен¬саторный, современный, цивилизованный. Наиболее адекватно она реально могла быть выстроена только с участием и города, и области. Что мы увидели? Не создав эту систему, мы получили некую политико-экономическую (прежде всего — экономическую) конфронтацию двух субъектов федерации — города и области, соседствующих и, на самом деле, по многим параметрам не разделившихся.

Сегодня обозначается еще одна изумительная характеристика, которая для меня, как для человека, занимающегося социобиологическими инновациями в области политологии, является особенно значимой. Идеолог трансрегионализма Вадим Штепа на страницах «Невского времени» пишет о том, что население калининградского эксклава является на 99 процентов русским населением, пришлым населением, новопришлым (по аналогии с Новым Светом), которое, с одной стороны, несет некую «плюрипотентную» русскую традиционную культуру, а с другой стороны — очень цивилистичное, то бишь прозападное, вестернизированное по умонастроениям. Штепа очень верно, на мой взгляд, характеризует нынешнюю ситуацию как некий особый умонастроенческий склад в Калининграде, в Калининградском регионе. Калининградская область сегодня готова — очевидно, в лице многих людей — на такой вариант развития событий.
Ю.Н. Готова «оторваться»?
А.М. Не совсем оторваться — постепенно «выкупиться». Вместо отторжения кусков — постепенное, порегионное «выкупание» России. Горизонтальные связи, сетевые структуры приходят на смену вертикальным. Именно по этой технологии сегодня пойдут — может быть, под соусом интеграции России в Европу — отчасти и опере¬жающие дезинтеграционные моменты. Это сложнейший узел проблем, и я рад тому, что все-таки Питер остался интеллектуальной, культурной столицей в том плане, что предоставляет полосы своих газет для уникально точных и смелых обсуждений этой темы.
Ю.Н. Может ли заметную роль сыграть запуск парома Усть-Луга — Калининград? Паром поможет преодолеть изоляцию?

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Опубликовано в Проза, просмотров: 88 063, автор: Татьяна Ростовцева (11/11)


Добавить комментарий