Татьяна Ростовцева

Перспективы путинской России

«Экономика Советского Союза была построена по типу суперконцерна с элементами нарождающейся корпоративности системы и с плановой экономикой. Это позволяло удерживать Советский Союз на довольно высоком уровне экономической и финансовой мощи. Никакого социализма в Советском Союзе создано не было — был государственно-монополистический капитализм. И отделить крупные, экономически значимые регионы — означало нанести системе тяжелые раны и обречь экономику на длительную, болезненную перестройку.
Что и произошло, к сожалению. Мы понесли очень большие потери из-за распада СССР и вынужденной реорганизации экономики. Второй причиной затяжного экономического кризиса в Российской Федерации было «качество человеческого материала»: по-прежнему оставались у власти второй и третий эшелоны партийно-хозяйственной элиты, которая была воспитана в традициях совершенно определенных экономических доктрин. Быстро перестроиться в режим англосаксонского варианта монетаристской экономики она, естественно, не смогла».
Пересмотра требует и «деятельное участие демократов в борьбе с «партийно-кагэбэшной хунтой». В частности, можно предположить, что мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак был посвящен в планы руководителя КГБ и даже в известной мере содействовал их осуществлению. Одним из оснований для такого предположения является опубликованный в газете «Смена» (в октябре 1991 года) текст телефонного разговора, состоявшегося между Анатолием Собчаком и руководителем управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области Анатолием Курковым в разгар путча:

«Курков: (неразб.)… передать его личное большое уважение к вам и о его. … (Крючкова. — Ред.) личной позиции. Личной. И второе. Лично просил вас… вот это вот… что вот, в связи с мероприятием десять не допустить обострения, накала страстей там вот…
Собчак: Нет, это мы… Мы как договорились.
Курков: Я вам вот скажу — наша позиция четкая и ясная. Но он просил лично передать, и я не могу этого не сделать. Собчак: Спасибо. Курков: Лично к вам обращается.
Собчак: Спасибо. Я-то благодарю вас. Передайте ему, что я очень высоко ценю это обращение. Но я, значит, прошу и вас, Анатолий Алексеевич, может быть каким-то образом нам надо будет определить и позицию комитета, управления по Ленинграду и области. А предлог… Вы подумайте, как определить лояльную позицию по отношению к российскому руководству.
Курков: Да. Ну, в принципе оно лояльное, вы знаете.
Собчак: Ну, мы знаем. Я знаю. Ну, надо будет, чтобы каким-то образом… Чтобы это прозвучало.

Курков: Да. Ну, скажем иначе: в ближайшее время вопросы всех этих, ну, что ли, событий… Конечно, все встанет на свои места.
Собчак: Хорошо. Я думаю, так.
Курков: Вот я поручение, долг выполнил.
Собчак: Спасибо.
Курков: Всего доброго.
Собчак: Спасибо».

Примечательно, что Курков, судя по двухтомным мемуарам Владимира Крючкова,. был одним из самых близких к нему сотрудников КГБ. «Обращает на себя внимание уважительно-доверительная тональность разговора двух руководителей как бы противостоящих политических сил; упоминание договоренности, вступающей в силу в связи с «мероприятием десять» для того, чтобы «не допустить обострения, накала страстей»; предложение Собчаку подумать, «как определить лояльную позицию по отношению к российскому руководству». Российским руководством в то время являлся никто иной, как Ельцин. Руководитель питерского управления КГБ доводит до сведения руководителя города личную позицию главы федерального ведомства госбезопасности (В. А. Крючкова). Действительно, КГБ являлось настолько мощной организацией, что ее руководитель лично мог принимать решения о том, как «развернуть» огромное государство…», — полагает Алексей Мусаков.
Также не оставляет сомнений у Алексея Мусакова, что Владимир Путин, в то время занимавший пост заместителя мэра Санкт-Петербурга по внешнеэкономическим вопросам и не прекращавший службу в ПГУ КГБ СССР, просто не мог не играть определенной роли в августовских событиях. Вероятно, будущий российский президент «внес лепту в обеспечение мирного протекания августовской «почти революции». И скорее всего, подробностей мы не узнаем; существует профессиональная этика».

Каковы же, по версии Мусакова, видимые итоги этой акции 19 августа 1991 года?
«Во-первых, сохранить пространство СССР в полном объеме не удалось. И в этом смысле заговор провалился. Удалось лишь обеспечить сохранность территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.
Во-вторых, Горбачев был лишен приоритетного политического влияния.
В-третьих, Ельцин обеспечил преемственность политиче¬ского режима.
В-четвертых, пространство СССР было заменено пространством СНГ.
В-пятых, все путчисты, за исключением генерала армии Валентина Варенникова (оправданного решением суда), амнистированы.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Опубликовано в Проза, просмотров: 88 032, автор: Татьяна Ростовцева (11/11)


Добавить комментарий