Татьяна Ростовцева

Перспективы путинской России

Недавно появившиеся данные о дворянском происхождении, например, Ю. В. Андропова кому-то могут показаться несущественной деталью его личной биографии. Но необходимо учитывать, что элита российского дворянства всегда исповедовала примат общегосударственных целей и ценностей над своекорыстными интересами. Я выдвигаю версии о намерениях и действиях некоторых представителей руководства госбезопасности страны предшествовавших десятилетий, исходя из того факта, что существует преемственность в поведении властных элит.

Негативную роль советских-российских спецслужб принято преувеличивать — и за рубежом, и в нашей стране. При этом недооценивают их — не скажу позитивную — прогрессивную роль. Председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов, хорошо знакомый с разрушительными процессами в странах народной демократии, исподволь готовил либеральную реформу экономики, общественного устройства и межгосударственной политики России; став генеральным секретарем, он пытался провести ее в жизнь. Председатель КГБ Владимир Александрович Крючков, организовывая в 1991 году грандиозное политическое представление, ставил своей целью сохранить единое политико-экономическое пространство Союза. Аналитики также обходили вниманием то, какое значительное влияние спецслужбы оказывали на партийное руководство. Например, Михаила Сергеевича Горбачева можно рассматривать как креатуру Андропова; а помог Горбачеву непосредственно взойти на вершину политической власти Андрей Андреевич Громыко, на протяжении десятилетий возглавлявший Министерство иностранных дел. Вообще все номенклатурные кадры были «присмотрены» спецслужбами. Борис Николаевич Ельцин — не исключение…
Итак, я предлагаю рассматривать политическую историю России как процесс, протекавший с деятельным участием спецслужб, а точнее Первого Главного управления КГБ — разведки, Второго главка — контрразведки и Третьего главка — военной контрразведки, наименее политизированной и коррумпированной, наиболее патриотичной организации. Тогда, возможно, многое станет ясным в ответе на вопрос о том, чту позволило Путину стать Президентом России».
В начале 2002 года несколько эфиров программы «Политология» было посвящено рассказу о генезисе и функционирования спецслужб, об особенностях спецслужбовскои этики. Предлагаем Вашему вниманию часть этих материалов.

«Политология»
ТРК «Петербург» — ЛОТ
Телеэфиры 7 и 14 февраля 2002 года.

Юрий Николаев: Добрый вечер, уважаемые телезрители! В эфире программа «Политология» с постоянным экспертом Алексеем Мусаковым.
Ровно неделю назад руководители средств массовой информации города и области встречались с руководителем территориального управления ФСБ генералом Смирновым, и это был довольно интересный и познавательный разговор. …Хотелось бы поговорить о системе спецслужб вообще — для того чтобы понять, на какой почве взрастала нынешняя российская элита. Я решил поэксплуатировать эту тему еще и потому, что знаю Ваше корневое отношение к этой теме: Ваш близкий родственник Николай Иванович Аверин был в числе первых организаторов «системы» в Петрограде и в стране в целом. Если мы принимаем за точку отсчета такой план, то давайте приступим к нашей теме.
Алексей Мусаков: Принимаем, приступим. Прежде всего, я хотел бы сегодня заявить нечто парадоксальное: обеспечение демократического режима в государстве (напомню, что классически рассматриваются следующие типы режимов: демократический, тоталитарный и промежуточный авторитарный — тоже, по существу, демократический) немыслимо, на мой взгляд — я могу себе позволить, как мы уже оговаривались, только версию — без элиты спецслужб.
Ю. Н. Ну, а кто бы с этим стал спорить, если президент Буш-старший в свое время возглавлял ЦРУ и весьма преуспел в этой должности!
А.М. Безусловно. И судьбоносные перемены в нашем государстве всегда проходили при значительном участии высшего руководства спецслужб. Все попытки и процессы либерализации осуществлялись также с активным участием и при непосредственном руководстве спецслужб. При этом зачастую военная разведка — ГРУ Генштаба Вооруженных Сил — находилась в конкурентных отношениях с КГБ, в состав которого она реально не входила. КГБ, в свою очередь, был очень тесно связан (прежде всего, через Первое Главное управление — политическую разведку) с Министерством иностранных дел. И сейчас уже по открытым источникам можно судить о том, что одна из структур политической разведки — бывший Иностранный отдел ОГПУ (к которому мой близкий родственник имел самое непосредственное отношение) — переходила в состав Министерства иностранных дел. Теперь это — данные открытых источников. Спецслужбы неоднородны в любом государстве. От их конкурентной или содружественной позиции зависит очень многое.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Опубликовано в Проза, просмотров: 88 021, автор: Татьяна Ростовцева (11/11)


Добавить комментарий