evgkon

Записки о Чехове

Для старика из «Счастья», чтобы увидеть заговоренный клад, необходим талисман, в котором, по Далю, «заключена спасительная волшебная сила». Но такого талисмана у него нет, как нет и не было у него и силы — не только волшебной, но и, очевидно, даже простой жизненной силы, которая могла бы изменить его жизнь к лучшему, к счастью. Всю свою жизнь старик бесплодно гоняется за своим призрачным «счастьем», за миражом скрытого в земле богатства, которого он так и не нашел и скорее всего никогда уже не найдет. И это родовая, семейная черта еще одного чеховского неудачника: «И отец мой искал, и брат искал — ни шута не находили, так и умерли без счастья».
Талисман (волшебная сила) есть у Жмени, главного недруга и антипода старика. Но Жменя «держал-то их (талисманы. — Е.К.), чтоб никому не досталось». Жменю старик описывает в духе народной демонологии, сугубо отрицательно как колдуна, оборотня, связанного с нечистой силой. Но, однако, подоплека таких оценок понятна: старик — неудачник, ничего не добившийся в жизни, не нашедший своего счастья, доживающий свой век наемным работником, пастухом чужих овец. А у Жмени успехов в жизни было, видимо, больше. Но и вел он себя иначе, не так, как все, не так, как старик, что и вызывает его подозрения: «Я так замечаю: ежели который человек мужицкого звания все больше молчит, старушечьими делами занимается да норовит в одиночку жить, то тут хорошего мало, а Ефимка, бывало, смолоду все молчит и молчит, да на тебя косо глядит… Чтоб он в церковь пошел, или на улицу с ребятами гулять, или в кабак — не было у него такой моды, а все больше один сидит или со старухами шепчется. Молодым был, а уже пасечники да в бахчевники нанимался».
Такое поведение наивным народным сознанием, которое, однако, может быть и весьма агрессивным («лет через пять после воли его (Жменю. — Е.К.) миром в конторе посекли»; за что — неизвестно, но, вероятно, чтобы не отличался от других, был таким же, как все), конечно, демонизируется.
Очень важно то, что старого пастуха Чехов в отличие от всех остальных персонажей рассказа ни разу не называет по имени. Личное имя ему не идет, оно ему ни к чему, поскольку старик представляет это безличное «мирское», коллективное сознание, которое базируется не на личном опыте, а на предании, и демонизирует всякое отклонение от старой поведенческой нормы.
Один мотив в рассказе старого пастуха окликнется много позднее в речи другого чеховского старика Фирса из пьесы «Вишневый сад», олицетворяющего безнадежно уходящее прошлое. Старик («Счастье»): « Перед волей у нас три дня и три ночи скеля[35]гудела. Сам слышал». Фирс: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь». Гаев: «Перед каким несчастьем?» Фирс: «Перед волей». Вспомнит Чехов в «Вишневом саде» и тот особый звук сорвавшейся в шахте бадьи, появившийся впервые в рассказе «Счастье».
Рассказы старого пастуха слушает Пантелей «из Макаровской экономии», «по всем видимостям господский объездчик», то есть тоже слуга, но по сравнению с пастухами классом повыше. «Следы военной выправки» указывают на то, что Пантелей послужил, вероятно, в унтер-офицерском чине. Одной ногой Пантелей еще стоит в мире старого пастуха. Он своими репликами подтверждает демонологические фантазии старика об оборотничестве Жмени, о его колдовской способности будто бы морить людей гадючьим жиром («это бывает», «это верно»).
Но, будучи человеком уже другого поколения, получившим какое-то образование («Образованный человек», — говорит о нем старый пастух), Пантелей, конечно, уже не может в понимании счастья ограничиться одной наивной демонологией старика: «Объездчик слушал со вниманием и соглашался, но по выражению его фигуры и по молчанию видно было, что все, что рассказывал ему старик, было не ново для него, что это он давно уже передумал и знал гораздо больше того, что было известно старику». Знает Пантелей и то, до чего старик так и не смог додуматься за всю свою долгую жизнь: «Да, — сказал он, — близок локоть, да не укусишь… Есть счастье, да нет ума искать его» (выделено мной. — Е.К.). В этой фразе, пожалуй, и заключен философско-поэтический итог рассказа.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 43 072, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий