evgkon

Записки о Чехове

Интересно, что Соломон при всем своем вызывающем негативизме («Никого он не любит, никого не почитает, никого не боится…») — юморист, на ярмарке он рассказывает сцены из еврейского быта. Удивительно то, как Чехов угадал в этом типе возможности его воплощения в русской истории 20 века. Во время революции Соломон стал бы скорее всего чекистом или комиссаром в «пыльном шлеме». А вот его внуки в 60-е годы, когда революционные страсти в России уже поутихнут, реализуют другие задатки своего предка — придумают КВН (еврейско-местечковый исток этого жанра совершенно очевиден).
Есть в этой повести зловещий автобиографический штрих. После купания в холодной речке, промокший еще от дождя в степи Егорушка заболел («живот застудил… парнишка-то…»). В повести все заканчивается благополучным выздоровлением. Но в жизни самого автора (а эпизод этот, по-видимому, автобиографичен: в ранней юности Чехов в одной из своих степных поездок выкупался в холодной речке, тяжело заболел и чуть не умер) эта неприятность имела фатальные последствия. Доктор Е.Меве считал, что это было первым проявлением туберкулезного процесса у Чехова[38].
 
МЕЖДУ СОБАКОЙ И ВОЛКОМ (стихия и цивилизация у Чехова)
 
Дед Чехова был крепостной крестьянин, отец — небогатый, а потом и вовсе разорившийся купец. А сам Чехов благодаря таланту, труду и упорному самовоспитанию (или «дрессировке», — как он сам это называл) стал не только великим писателем, но и безупречным российским джентльменом (разумеется, не в социальном, а в поведенческом смысле; это вообще парадокс Чехова как плебея-джентльмена), в своем роде образцом русского демократа, чуждого крайностей революционного, либерального, идейного, эстетического или какого-либо другого (левого или правого) радикализма.
Толстовство и толстовское «опрощение» было, конечно же, радикализмом, чуждым Чехову по социально-психологическим причинам. С Толстым, который по праву происхождения легко имел и получал все блага цивилизации и культуры, а затем, пресытившись ими, так же легко от них отказывался и даже проклинал, Чехову было, разумеется, не по пути. Судьба Чехова — это судьба плебея, которому к высотам культуры приходилось подниматься самому, без социальной поддержки, и путь этот был весьма нелегким, и доставались эти «плоды просвещения» ему не даром. Об этом он говорит в письме Суворину от 27 марта 1894 года: «Во мне течет мужицкая кровь, и меня не удивишь мужицкими добродетелями. С детства я уверовал в прогресс и не мог не уверовать, так как разница между временем, когда меня драли, и тем временем, когда перестали драть, была страшная. …Расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и воздержании от мяса. Война зло и суд зло, но из этого не следует, что я должен ходить в лаптях и спать на печи вместе с работником и его женой…».
Толстой, пресыщенный, утомленный и раздраженный цивилизацией, спускался вниз, в свое «опрощение», которое во многом было барской причудой, руссоистским капризом гениального чудака. Чехов, напротив, из мужицкой, плебейской простоты упорно поднимался вверх — к сложности подлинной культуры. Это были разные пути, и Чехов по-врачебному точно понимал это различие…
«Волк по своему хищному, разбойничьему нраву получил в народных преданиях значение враждебного демона»[39]. Но в мире Чехова волк, побежденный человеком, вовсе не «враждебный демон», а скорее жалкая жертва, стихия, давно укрощенная цивилизацией. Еще в ранней молодости Чехова поразила жестокая забава москвичей. Пойманных и привезенный в город волков травили (на глазах у публики) собаками в конском манеже, после чего серых хищников, жалких и совсем уже не страшных, закалывали кинжалами… Это жестокое зрелище Чехов описал (и выразил свое отрицательное отношение к нему) в очерке «На волчьей садке» (1882).
В рассказе «Волк» (1886) помещик Нилов голыми руками задушил бешеного волка. И даже будучи укушенным, ему посчастливилось не заболеть («Из ста укушенных заболевают только тридцать», — объясняет его случай доктор; Нилов, видимо, попадает в это счастливое число). Человек здесь вполне торжествует над стихией.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 43 053, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий