evgkon

Записки о Чехове

В художественном мире Чехова «дети» нередко оказываются слабее и несостоятельнее «отцов». Персонажи этой повести, формально взрослые и, казалось бы, ведущие самостоятельную жизнь люди, однако, — инфантильны. Грузин, чиновник и отец большого семейства, остается большим ребенком («…дома его раздевали и одевали, как ребенка» (здесь и далее курсив мой. — Е.К.); «носил он всегда плед, от которого пахло детской»; «он надел пальто, похожее на те капоты, какие шьют детям в небогатых семьях»; «он с жадностью ел и, поднимая брови, виновато поглядывал то на Зинаиду Федоровну, то на меня, как мальчик. Казалось, что если бы я не дал ему рябчика и желе, то он заплакал бы» ( как ребенок! — Е.К.) ).
Инфантилен и Георгий Иванович Орлов, несмотря на всю свою петербургскую вышколенность («Он покраснел, беспокойно задвигался в кресле, и на лице его вместо иронии показался тупой, мальчишеский страх»; Неизвестный об отношениях Орлова с Зинаидой Федоровной: «Ведь так только подростки обманывают своих любовниц»).
Разумеется, инфантильна и Зинаида Федоровна, по книжкам, по романам выдумавшая Орлова и свою любовь к нему («с выражением девочки, которой очень хочется шалить, она легко вздохнула и опять засмеялась»; «От избытка счастья она крепко сжимала себе руки, уверяла, что все прекрасно, и клялась, что будет любить вечно, и эти клятвы и наивная, почти детская уверенность, что ее тоже крепко любят и будут любить вечно, молодили ее лет на пять»).
«Если не можете быть героями, будьте хотя бы взрослыми людьми, имейте смелость трезво, без предубеждений, без иллюзий взглянуть в лицо жизни!» — словно говорит своим читателям Чехов.
В пьесах «Леший» и «Дядя Ваня» нужно отметить одну деталь, которая на первый взгляд кажется несущественной. Главный герой этих пьес Войницкий, типичный чеховский неудачник, однако, сын тайного советника (3-й класс Табели о рангах). Его отец принадлежал к элите Российской империи, в гражданской службе он был (или мог быть) товарищем (заместителем) министра, сенатором, в военной — командиром дивизии, командующим эскадрой. И добился всего этого он не только благодаря своему дворянскому происхождению, но прежде всего благодаря своим личным качествам — таланту, энергии, труду, настойчивости. То есть всему тому, что напрочь отсутствует у его слабого, истеричного сына. Как и Зинаида Федоровна, Войницкий (в пьесе «Дядя Ваня») предан иллюзиям, выдумывает то, чего нет, а потом, когда иллюзии утрачены, пытается отомстить своему бывшему кумиру…
Повторюсь: «дети» слабее и несостоятельнее своих «отцов». Это не выдумка Чехова, а горькая реальность, которую он отразил в своем творчестве. В России стремительно понижался уровень жизненной энергии, что вызывало и падение нравов, и волну самоубийств, и разные виды декадентства (художественного, поведенческого, политического).
В «Рассказе неизвестного человека» сюжет образован посредством двойного разочарования. Неизвестный разочарован в революционной деятельности, он хочет обычной человеческой жизни. Зинаида Федоровна разочарована в Орлове, в котором она, начитавшись романов, вообразила какого-то деятеля, героя. Драма женщины здесь острее и платит она за свои иллюзии дороже, кончает жизнь самоубийством. Причем ее не останавливает даже рождение ребенка. «Вы любите жизнь, а ее ненавижу», — говорит она Владимиру Ивановичу. Отвращение от жизни сильнее материнского инстинкта — вот оно декадентство чеховского времени.
История женщины, кончающей жизнь самоубийством после рождения ребенка, чтобы таким образом отомстить изменившему мужу, появляется у Чехова в рассказе «Следователь» (1887), видимо, параллельно с началом работы над «Рассказом неизвестного человека». Следователю из одноименного рассказа, в какой-то мере повинному, как выясняется, в самоубийстве своей жены, как и Орлову — тридцать пять лет. Возможно, этот сюжет стал толчком к написанию будущей повести.
 
СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ И СУДЬБА ДЕНЕГ ( «Бабье царство»)
 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 43 064, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий