evgkon

Записки о Чехове

[26] Альтман М. С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб., 1995. – C. 27.
[27] Цит. по: В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. — С.56.
[28] Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. — С.303.
[29] Кугель А. Р. Русские драматурги. М., 1934. — C.129. Цит. по: Берковский Н. О русской литературе.Л., 1985. — С.385.
[30] Этот ресторан посещала особая публика: «Фешенебельный “Славянский базар” с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах. Ход из номеров был прямо в ресторан, через коридор отдельных кабинетов» ( Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М., 1979 — С. 280). Современники Чехова, конечно, знали, что этот ресторан посещали не только богатые порядочные люди, но и нувориши с темным прошлым вроде Котлова. «Славянский базар» появляется у Чехова еще в рассказе «Мужики», в котором также действует крестьянский сын, не добившийся, как и Петруха, большого успеха в городе, будучи не хозяином, а слугой — лакеем в этой гостиннице и ресторане. Николай Чикильдеев (персонаж «Мужиков») по болезни вынужден оставить место и вернуться обратно в деревню, в жалкую и нищую жизнь, из которой он безуспешно пытался выбраться. Это как бы вариант судьбы Петрухи.
[31] Ср. из рассказа Чехова «Егерь»: «Счастье уж твое такое, судьба!— говорит охотник, потягиваясь». Здесь слово счастье употребляется именно в таком значении — доля, судьба.
[32] И. Бунин писал об этом: «Люди “идейные” интересовались им (Чеховым — Е. К.), в общем, мало: признавали его талантливость, но серьезно на него не смотрели…» ( Бунин И. А. Собр. Соч: В 6 тт. Т6. М.,1988. — С.197) . О слепоте интеллигентско-народнической критики по отношению к Чехову свидетельствует еще один современник, К. Чуковский. См.: Чуковский К. Современники. М., 1963. — С.83-87.
[33] Бунин И. А. Собр. Соч.: В 6 тт. Т.6 М., 1988.— С. 208.
[34] Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М., 1994. — С.374.
[35] Скала (примеч. А. П. Чехова)
[36] Ср. с пословицей из словаря Даля: «Счастье без ума — дырявая сума».
[37] Ср. эпизод из истории гражданской войны в Испании: «В Арагоне и Каталонии у крестьян отнимали все продукты и конфисковывали деньги. Деньги затем торжественно сжигали (выделено мной — Е. К.), празднуя «победу над капитализмом» (Данилов С. Ю. Гражданская война в Испании. М., 2004. — С.112).
[38] См.: Чехов М. П. Вокруг Чехова. М., 1980. — С.239.
[39] Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1982 — С.163.
[40] Малюгин Л., Гитович И. Чехов. М., 1983. — С.139.
[41] Ср. также фамилию перснажа из двух чеховских пьес «Леший» и «Дядя Ваня» — Войницкий. Дворянин, сын тайного советника здесь — обычный чеховский неудачник, безнадежно потерявший воинственную, войницкую силу своих предков. В пьесе «Дядя Ваня» Войницкий (заглавный герой) безуспешно стреляет из револьвера в своего воображаемого врага, профессора Серебрякова, и не может попасть (неудачник во всем!). Затем он пытается отравиться морфием, но решается даже на это. В пьесе «Леший» Войницкий застреливается. Это вообще характерная особенность поэтики имени у Чехова: человек у него очень часто не соответствует своему имени (контраст имени и характера). Например, имя Андрей (от греческого andreois — мужественный, храбрый) носят вовсе не мужественные, слабые, сломленные жизнью или увлеченные болезненной иллюзией люди: Адрей Коврин («Черный монах»), Андрей Прозоров («Три сестры»), Андрей Рагин («Палата №6»).
[42] О важном для Чехова мотиве видения-невидения см. в главе «Счастье и судьба» (рассказ «Счастье»).

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 43 066, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий