evgkon

Записки о Чехове

Чехов берет какой-нибудь толстовский мотив, деталь и, отталкиваясь от них, строит свой рассказ. Так, в «Бабьем царстве» очевиден след «Поликушки». В этих произведениях повествование сосредоточено вокруг денег. Даже сумма почти совпадает: в рассказе Чехова полторы тысячи рублей, в « Поликушке» чуть больше — тысяча шестьсот семнадцать. Хотя несчастный Поликушка, для которого эти деньги (их потеря) стали роковыми, довели его до самоубийства, округляет эту сумму как «три полтысячи рублев», то есть, как и в рассказе Чехова, получается полторы тысячи. Деньги принадлежат богатым женщинам, обладающим властью: у Толстого это барыня, у Чехова — хозяйка завода, где работают почти две тысячи человек. От эти денег обе героини в конце концов избавляются: толстовская барыня отдает их (после гибели Поликушки) крестьянину Дутлову, чеховская Анна Акимовна — адвокату Лысевичу.
На этом, однако, все сходство заканчивается, поскольку при некоторой сюжетной перекличке это совершенно разные произведения с различным идейно-художественным заданием, с разными эмоционально-смысловыми акцентами. У Толстого главный (и заглавный) герой — крестьянин с несчастной судьбой. У Чехова — хозяйка завода, личная, женская судьба которой складывается не то чтобы несчастливо, но покамест не совсем благополучно, личная жизнь ее не устроена. И Толстой и Чехов через деньги показывают и размышляют об отношениях людей. Но чеховский социально-психологический анализ этих отношений, нисколько не уступая толстовскому в глубине и тонкости, лишен толстовской моральной тенденциозности, назидательности. Толстой и художник и проповедник. Чехов — только художник.
Анна Акимовна в рассказе Чехова не знает, кому отдать деньги, которые ей не нужны. Сквозь эту внешнюю проблему (как часто у Чехова) просвечивает внутренняя, сугубо личная, интимная — неустроенность женской судьбы. И неожиданно свалившееся на нее богатство, и ее привилегированное социальное положение хозяйки завода, которое для нее непривычно и ново, эту личную проблему простого женского счастья еще больше усложняют и запутывают. Богатство и нахождение на некоторой социальной высоте (Анну Акимовну с новогодними праздниками поздравляет действительный статский советник (т.е. штатский генерал) Крылин) еще не залог счастья. Скорее наоборот. На эту же тему Чехов размышляет в рассказе «Случай из практики» (1898).
Поздравляет Анну Акимовну и адвокат Лысевич, большой любитель современной французской литературы, который рассказывает ей о Мопассане и предлагает завести семерых любовников по числу дней в неделе, назвать их соответственно (Понедельник, Вторник и т.д.) и принимать каждого в свой день. И это он[48] предлагает Анне Акимовне, вышедшей из семьи старообрядцев с очень строгими религиозными (по сути средневековыми) нравами. Таков был прыжок в России в конце 19 века от средневековья к модерну.
Для Толстого (в «Поликушке») деньги — дьявол, и лучше к ним (и к нему ) не прикасаться, не связываться с ними ( и с ним). Наиболее близкий к автору степенный мужик Дутлов проговаривает это задушевное толстовское убеждение: «Эх деньги, деньги! Много греха от них… Ни от чего на свете столько греха, как от денег, и в Писании сказано». Из-за денег сводит счеты с жизнью Поликушка, погибает его ребенок, сходит с ума жена… Дьявол прямо появляется в повести в образе удавленника Поликушки и требует у Дутлова свои деньги назад. Тот отбивается только молитвой.
Чехову этот высокий морально-мистерийный план не нужен. Он не моралист, а художник. Деньги не дьявол, а часть жизни, ее проза, ее обиход. И поскольку в жизни не редкость случайность и каприз, а справедливость далеко не всегда норма и обыкновение, Анна Акимовна подчиняется своему случайному капризу — отдает деньги тому, кто, может быть, меньше всего в них нуждается — адвокату Лысевичу.


[1] Горький М. Лев Толстой // Горький М. Собр. соч: В 25-ти тт. Т.20. М., 1973. — С.283.
[2] Пушкин, кстати, воспел и донское (видимо, цимлянское игристое) вино в стихотворении «Дон» (1829), то есть вино из мест по соседству с родиной Чехова — Таганрогом.
[3] Так (саврас без узды) в 80-е годы называли загулявших купеческих сынков, вышедших (хотя бы на время) из-под отцовской власти.
[4] Чехов А. П. Полное Собр.соч.: В 30 тт. Т.4. М., 1984. — С.282. В дальнейшем все тексты Чехова цитируются по этому изданию.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 43 062, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий