Kabanov

Русская культура

(Учебное пособие по культурологии)

Введение

Чтобы понять народ, оценить его культуру надо обнаружить те тенденции в общественной жизни народа, те социальные условия и обстоятельства, которые вынуждают основную массу населения поступать определенным образом. Например, недостаточно заявить, что беды русского народа от большой территории России, что «русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности» [2, 8], надо показать механизм порождения бед этой необъятностью. Французский крестьянин, не имея на руках географической карты, не смог бы уловить разницу между размерами Франции и России. Для него Франция не менее огромна.
Саму огромность территории нередко тоже объясняли умозрительными доводами: «Российский этнос зародился в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность — занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии». Но чем тогда объяснить большие территории других государств, или маленькие территории народов проживающих с русским по соседству?
Иногда указывают в качестве причины своеобразия русских то, что духовное (по сравнению с материальным) в России играет большую роль, чем на Западе или что русские привыкают к идеологии, обслуживающей практику, и долго не могут от нее отказаться, или что русские бескорыстны, по сравнению с западным человеком. Но объяснение какого-либо проявления национального отличия должно указывать на его причинную обусловленность, а не быть умозрительной конструкцией. Мировоззрение, идеалы и ценности, особенности культурной практики должны быть тоже объяснены.
Некоторые исследователи указывают в качестве причины особенностей русского менталитета общинную жизнь и затянувшимся господством феодальных отношений и крепостного права. Конечно, они правы. Но и общинная жизнь и затянувшееся крепостное право – следствие более глубоких причин. Их-то и надо объяснить.
Указывают в качестве причины и доминирование в русской культуре восточного начала, которое «определялось влиянием православно-христианской традицией, усвоенной Россией от Византии» [5, 26]. Но значение религиозного фактора не стоит преувеличивать. Пример христианской Европы показывает, что экономические потребности общества легко справляются и с ним: как только в Европе стали складываться буржуазные отношения, так началось движение протестантизма, и церковь была приспособлена к новым условиям. П.Я Чаадаев ошибался, когда говорил о том, что все беды России от неправильного религиозного выбора. Даже если бы князь Владимир при крещении Руси в 988 г. выбрал католицизм, он на Руси приобрел бы такие черты, что католики посчитали бы его другой верой. Разве об этом не свидетельствует само происхождение православия. Некогда единое христианство Римской империи распалось на две ветви: католическое христианство с центром в Риме и православное с центром в Константинополе – столице Византии. Сначала разное толкование учения, затем разница в богослужении, а затем (в 1054 г.) взаимное проклятие и полный разрыв.
Публицистические, метафорические объяснения особенностей русских бывают очень привлекательны, эмоциональны, забавны, но чаще всего они не имеют практического значения. Например, многие мыслители объясняли особенность России противоречивостью русской души. Но даже если это так, то, что с этим можно поделать? Как можно что-нибудь объяснить, если народ всегда поступает противоречиво? Отсюда, известные слова Тютчева о том, что умом Россию не понять, аршином общим не измерить, можно использовать лишь для художественной оценки особенностей русских.
А.П. Паршев в своей книге «Почему Россия не Америка», показал, что главная причина экономических отличий России от Запада в ее географическом положении, определяющем климатические особенности данной местности: «Давно было известно, что у нас в стране по объективным причинам более низкий уровень прибавочного продукта. А дальше из этого следуют очевидные выводы: если у нас ниже норма прибыли, то, инвестор не будет вкладывать в нашу страну деньги, он будет стремиться вложить средства в другое более прибыльное место» [17].
Конечно, инвестиции в Российскую экономику были и есть, но только в те отрасли, которые во многих странах отсутствуют (сырьевые, энергетические). Остальное производство из-за больших затрат, связанных с холодным климатом менее прибыльно, чем в любой другой стране, поэтому желающих вкладывать сюда свои деньги мало.
Климатические условия сформировали следующие черты русского национального характера:
— коллективизм (производными коллективизма, как необходимости выживания в суровых условиях русского климата, являются: государственность — доверие государству, надежда на царя-батюшку; патриотизм; сострадание; взаимовыручка; гостеприимство; юродство — притворное самоуничижение, чтобы не выделяться в коллективе);

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 43 231, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий