Kabanov

Русская культура

Точно также действует и российская власть: если народ начинает жить по закону, а это мешает власти добиваться каких-то целей – закон перестает действовать. В 70-80-е годы диссиденты требовали от советских властей соблюдать ими же принятые законы. И сегодня нередко люди, имея на руках судебные решения, не могут добиться выполнения этих решений.
Законы нередко издаются вне зависимости от возможности их исполнения. Создатели законов ориентируются на идеальные условия, поэтому иногда принимают такие законы, выполнить которые практически невозможно. Народ это понимает, поэтому по большей части не обращает на них внимание. Никаких попыток изменить законы в лучшую сторону народ не делает, так как законов много, исправить их практически невозможно. Поэтому законотворчество властей воспринимается как чудачество, а когда приходится отвечать по законам, народ относится к этому как к стихийному бедствию.
В этих условиях, чтобы добиться от народа необходимых действий власть должна провести идеологическую обработку населения и представить дело так, будто оно в интересах самих людей. Отсюда постоянно организуются различные кампании по борьбе с негативными явлениями, различные месячники, операции и т.п.
Одним из проявлений правового нигилизма является распространенность воровства. Воруют, конечно, во всех странах. Какой-то процент населения даже в очень высокоразвитых странах страдает клептоманией – болезненной тягой к воровству. Но в России есть для этого и социальные причины.
Воровство – результат не только правового нигилизма, но и иных причин, связанных со способом получения материальных благ. Одна из них – привычка жить за счет природных благ, которые воспринимаются русскими как общая собственность. Когда-то это были пенька, мед, пушнина, в настоящее время – это полезные ископаемые. Вторая причина – моральное оправдание воровства несправедливым распределением этих благ при приватизации государственной собственности. К тому же распределение благ всегда будет считаться несправедливым – такова природа распределения.
Сегодня масштабы воровства выросли до такой степени, что разворовывают и растаскивают все, что, кажется даже украсть невозможно. Например, срезают действующие металлические опоры высоковольтных линий, электрические провода под напряжением.
Получается, что в России могут быть только крайние способы контроля: либо все частное и тогда все контролирует частник, либо государственная монополия, и тогда все контролирует государство. Например, сегодня сборщики металлического лома причиняют столько вреда, что появляются предложения перейти к государственной монополии на сбор металлолома. Но если не национализировать литейное производство – это не поможет, так как лом на металлургические комбинаты будет поставляться нелегально. Значит, придется национализировать и литейное производство. И так далее, вплоть до создания государственной экономики. По этой причине русские люди – государственники. Но воровать будут и при частнике и при государстве: на частника все смотрят как на грабителя, поэтому воровать у него – справедливо, а государственная монополия – плохой сторож.
Одной из причин правового нигилизма является указанная выше особенность русских руководствоваться не законом, а моралью, здравым смыслом — «жить по понятиям». Если законы противоречат требованиям жизни, их начинают обходить, деятельность становится теневой. Так в условиях централизованной плановой экономики сформировался мощный теневой сектор рыночной экономики. С переходом к рыночным отношениям теневое поведение продолжается там, где отсутствует нормальное государственное регулирование. По данным социологов – сфера «теневых» отношений в России значительно расширилась, ей подвержены: политика, образование, медицина, культура, наука. Поэтому можно считать, что российское общество в немалой степени является теневой социально-экономической системой» [14, 44-51]. Сегодня одной из главных угроз нашему обществу является коррупция – воровство чиновников. По последним данным государственный бюджет разворовывается на половину. Но это нужно объяснять не особенностями народа, а сложившимся положением в управлении государством.

Государственность как представление о наиболее эффективном способе обеспечения личных свобод

В художественном фильме «Холодное лето 53-го» есть эпизод, когда сбежавшие уголовники встречаются с политическими заключенными. Один из уголовников избивает политического со словами: «Родину не любишь, гад!». Конечно, бандит нашел только предлог, чтобы избить беззащитного человека, но обоснование своего права избивать тем, что человек не любит родину – не случайно. Так думал весь народ. В этой мысли находит выражение не столько патриотизм, сколько государственность русского человека, которая поддерживается духом соборности. «Прежде думай о Родине, а потом о себе» – это не только слова патриотической песни – это выражение действительного отношения русских к государству.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 43 234, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий