Kabanov

Русская культура

Скорее всего, причиной мессианских устремлений народа является общинная соборная психология. Желание помочь нуждающимся просматривается и здесь – русские всегда сочувствуют бедным, угнетенным народам и высказывают недовольство поведением богатых. Мошенники всех мастей и калибров эксплуатировали и до сих пор эксплуатируют это чувство народа.
Так как Россия большая страна, у русских появилась уверенность в возможности помочь всем. Не жажда захватить чужую территорию, а желание помочь людям – вот что присуще русским. Отсюда иногда понимают духовную устремленность русского народа, как созерцательность, непрактичность. Но в этом нет беспредметного философствования, наоборот, это поиск выхода для всех (общины, страны, мира).
Чувство сострадания присуще всем народам, но у русских, как видим, есть и особые социальные корни этого чувства. Власти (светские и церковные) как всегда использовали это искреннее чувство русских для своих целей. Для этого они и воздействовали на чувство жалости каждого русского, показывая, как турки притесняют христиан, как поляки – украинцев или белые – негров. И русские были на стороне притесняемых. И эти народы помнят это. Сегодня, когда Россия начала возвращать свою силу, многие народы вздохнули с облегчением – в России они видят гаранта справедливого миропорядка.
В советский период мессианство приняло форму интернационального долга. Идея мировой революции предполагала будущее бесконечное счастье всех народов, которые избавятся от капитализма, как несправедливого эксплуататорского общества. Этот дух мессианства ярко выражен в песне на стихотворение Михаила Светлова «Гренада», напечатанном в 1926 году. В ней поется о парне, пошедшем воевать, «чтоб землю крестьянам Гренады отдать». «Гренада» звучала в общежитиях и на площадях. Маяковский читал ее на своих вечерах. М. Цветаева писала Б. Пастернаку: «Передай Светлову, что его «Гренада» — мой любимый стих». А в 1936 году советские люди реально гибли в Испании, сражаясь на стороне республиканцев против генерала Франко и его германских пособников. А в России были окружены заботой присланные сюда дети испанских республиканцев.
СССР помогал не только рабочему классу других стран, но национально-освободительному движению по всему миру. Советские солдаты воевали в Египте, Алжире, Анголе, во Вьетнаме. Советский союз встав на защиту маленькой Кубы, в 1962 году разместил там ракеты и путем создания угрозы ядерной войны, не дал США захватить этот «остров свободы», как тогда стали называть Кубу.
В 1979 году в целях интернациональной помощи СССР ввел войска в Афганистан, в котором за 10 лет мы потеряли 15 тысяч солдатских жизней. Сейчас под предлогом борьбы с терроризмом в Афганистан вошли войска США. И население уже добрыми словами вспоминает советских солдат, так как они действительно старались улучшить жизнь афганцев.
Развал СССР в 1991 г. породил у русских некоторый испуг и сожаление. Но это не из-за краха мессианских надежд, а потому что почувствовали угрозу своей безопасности. С укреплением Российского государства появляется уверенность в своих силах и пропадает чувство сожаления о распаде Советского Союза.
Но и сегодня русским опять становится жалко жителей стран ближнего зарубежья, оказавшихся в тяжелом экономическом положении. Тем более, если над ними нависла угроза внешнего вторжения (таджики, узбеки, киргизы). Из-за помощи таким народам русских опять обвиняют в имперских амбициях, причиной которых считают прежнее имперское мышление русского человека. На самом деле никакой имперская психология у русских нет. Если бы она была, то границы России в настоящее время были бы совершенно другими.

Духовность русского народа как следствие общинной психологии

Многие утверждают, что Россия духовная страна, имея ввиду то, что у русского народа духовные устремления превалируют над материальными. И это так. Но такими являются не только русский нард, но и китайский (трепетное отношение к природе, к старшим), индийский (отрешение от мирских забот, ненасилие) и многие другие. Значит, у этих народов есть что-то общее, что и является причиной их духовности. Это – общинный образ жизни. Основное население Древнего Китая и Древней Индии составляли крестьяне-общинники. Такое же положение было и в России. Поэтому и совпадают многие ценности.
Общинная жизнь требует размышления о своем месте в общине, о справедливости, о равенстве, честности и других духовных ценностях. Для китайцев человек, не соблюдающий моральные нормы, просто говорящее животное. Согласно индийским представлениям человек не умирает, а перерождается. И если он плохо себя ведет в этой жизни, то в новой жизни он может превратиться в животное.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 43 616, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий