Kabanov

Русская культура

Новый год отмечали как рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило название «коляда» (от латинского calendae – первый день нового месяца). В это время провожали на зиму богов Купала, Ярило, Кострома. По домам ходили ряженые с маленькой елкой, разукрашенной лентами, бумагой, яйцами. Калядовщики требовали гостинцев и подарки. Пели колядки: в которых прославляли благополучие дома и семьи.
В ночи зимних святок гадали на урожай и приплод и на суженых, а днем проходили ладины – сговоры невест и свадьбы.
В ночь на 24 июня не спали: караулили встречу солнца и месяца, прыгали через костры, сжигали соломенные куклы Ярилы, Купалы, Костромы. А на рассвете все купались, чтобы смыть с себя немощи и болезни.
Для новогоднего гадания об урожае использовали особые сосуды – чары.
С принятием христианства обряды, связанные с языческими богами не исчезли. Это происходило потому, что княжеская власть не могла проконтролировать глухие, спрятанные в лесу и болотах деревни, куда князь наведывался раз в год для сбора дани. Представленные себе жители деревень продолжали соблюдать языческие обряды. Часть из них объединялась с христианскими, например, день Ивана Купалы, в котором объединились языческий бог Купала и христианских святой – Иоанн Креститель. До нашего времени дожил языческий праздник провода зимы – «Масленица». Ничего этого не было в Западной Европе, где произошел разрыв с язычеством. Например, если древние римляне мылись в банях – термах, то в христианской Европе мыться перестали. Людовик XIV и инфанта испанская мылись только 2 раза – перед крещением и перед свадьбой. Поэтому европейцы вынуждены были придумать средства от запаха. Так в Германии появилась вода из Кельна (кельнише вассер), по французски — Eau De Cologne – (о де колон). Да и сегодня дезодоранты пришли к нам из Европы. А русские мылись в банях и стирали белье. Слово «мыло» – русское.
Православие – одна из самых главных характеристик культуры русского народа. Казалось бы, трудно даже представить себе, что было бы на этой территории, если бы Русь не приняла православного христианства. Но принятие христианства в 988 г. не было случайным. Конечно, главной причиной принятия христианства был выбор союзника, каким тогда и была Византия – могущественное государство, культурную основу которого составляла культура Древней Греции. В то же время христианская мораль хорошо соответствовала принципу соборности. Забота о процветании общины, поиск лучшей доли для всех (а не для себя) заставлял верить в такие немыслимые проекты, как вечный рай. Поэтому, несмотря на то, что жившее в лесах население плохо контролировалось властями, христианство получило распространение, пусть даже в смеси с язычеством. Пережитки язычества и объясняются недоступностью для контроля жизни большинства населения.
Соборная психология и соборный образ жизни русских не позволили навязать ни буржуазный образ жизни (вопреки утверждению марксизма о пусть мелко-, но буржуазной стихии крестьянства), ни буржуазную мораль. Протестантской переоценки богатства в православии не произошло. Христианство сохранило свои главные ценности почти в неизменном виде. Может быть исключением из этого является ситуация со староверами. Некоторые исследователи считают, что в староверческих общинах сформировался дух трудолюбия, наподобие того, как это произошло в протестантизме. Но их трудолюбие не было стремлением к богатству. Преследуемые властями, они могли надеяться только на себя, тем более приходилось уходить подальше от властей, туда, где без интенсивного труда выжить было трудно. Как раз староверы в максимальной степени выразили и сохранили дух русской культуры. И хотя они контролировали 60-75 процентов капиталов дореволюционной России, староверческий капитализм был общинным [15, 26]. По разным причинам староверы оказались в оппозиции официальной церкви и власти. По оценке О.Л. Шахназарова, к 1917 г. в России было 37 млн. староверов [4, 75]. Это обстоятельство А.В. Пыжиков считает одной из причин того, что «партия [большевиков] с приблизительной численностью в 25 тыс. чел. сосредоточенных главным образом в Санкт-Петербурге и Москве, могла перевернуть сверху донизу огромную страну, выиграть гражданскую войну: противостоять иностранной интервенции» [13, 72-79].

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 43 653, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий