Kabanov

Воспоминания

Раньше же в посёлке нередко дома строили из самана. Леса здесь рядом не было, кроме глины строить было не из чего. А глины было много. Особенно удобно делать саман на берегу речки: выкапывали неглубокую яму, чтобы добраться до глины, поливали её водой и мяли лошадьми, перемешивая с соломой. После чего заполняли формы, примерно 40х30х20 сантиметров и укладывали на землю для просушки. За лето саман высыхал, а построить стены дома из таких кирпичей можно за один день. Раствор, для заполнения соединений – всё та же глина. Дома получались теплыми, так как глина – хороший теплоизолятор. Единственная беда – в сырую погоду намокал фундамент. Тогда не было возможности сделать бетонный фундамент – или очень дорого, или цемента не было в продаже.

Сейчас дома из глины почему-то не делают, а зря. Для одноэтажных домов лучшего материала не найти – и тепло хорошо держит и огня не боится. А с хорошим фундаментом, да обшитый современными материалами он будет вечным. Мне жалко людей, у которых нет своего дома, и я не понимаю, почему они не используют такие дешёвые материалы. А ведь стены можно построить даже из дров, отпиливая их по длине равной толщине стен. Посади их на глину – нет щелей, заштукатурь той же глиной, побели – и всё это можно сделать за несколько дней. Конечно, деньги понадобятся на другие материалы (окна, крыши, печки и т.д.), но не двадцать же лет мотаться по квартирам или сидеть в долговой кредитной кабале и жаловаться на судьбу!

Мой отец сам построил и первый наш домик в Раевке, и пристройку к нему – «переднюю избу», как тогда говорили. И когда переехали в Приютово, в тот же год за лето срубили сруб для дома, а осенью его поставили на выделенное место и на следующий год мы уже переехали в новый дом. Я помню как мы с сестрой тогда радовались.

Понятно, что не все работы можно сделать в одиночку. Поэтому при больших объёмах работ на Руси использовали помощь соседей. Она даже получила особое название – «помочь». Например, чтобы сделать саманы или кизяки, нужны две лошади, чтобы мять глину или навоз и одна лошадь – возить воду. У «середняков», как правило, была только одна лошадь. Поэтому объединялись, как минимум три семьи и по очереди друг у друга выполняли эти работы. От хозяина требовалось только накормить всех работников, а к вечеру ещё и напоить их. Сколько помню, работали всегда весело, с шутками. У меня такие дни вызывали ощущения праздника. Наверное, так оно и есть. Коллективный труд для русских привычен. Поэтому и колхозы, которых поляки и прибалты боялись, в России существовал так долго. Труд в одиночку может быть и эффективен, но уж больно безрадостен.

 

В первые послевоенные годы дефицитом было всё: посуда, мебель, строительные материалы. То есть то, что производила промышленность. Не было недостатка лишь в том, что каждый мог сделать сам.

А промышленность нуждалась в сырье. Поэтому по посёлку ездил старьёвщик. Он собирал тряпки, кости, железо. Помню, как он кричал с башкирским акцентом: «Тряпка! Масла! Железа!» Взамен можно было взять ленты, заколки, рыболовную леску и крючки, резину для рогатки. Сегодня понимаю, что это нехорошо, но что было, то было: стреляли мы из рогаток не только по банкам, но и по воробьям.

В советское время собирали макулатуру. Она шла на изготовление картона и бумаги низкого качества. Это помогало беречь лес. Для стимулирования взамен получали дефицитные книги. СССР был читающей страной, и иметь книги было престижно. Сейчас можно купить любую книгу, потому что и мода на них прошла, и стоить они стали дорого, и замена им нашлась – интернет. А в те времена книги, особенно в качестве приложения к журналу «Огонёк», «распространялись» чуть ли не в драку. Газет и журналов люди выписывали много, их не хватало на всех. Это тоже использовали для навязывания людям не пользующихся особым спросом политических журналов и центральных газет: тех, кто их выписывал, поощряли подпиской на дефицитные издания, особенно на книги.

В те годы дети своё время проводили на улице. Не пустить на улицу было самым страшным наказанием. Когда мама ставила в угол, я ей говорил: «Лучше набей, но отпусти на улицу».

Во что только мы не играли: в прятки, догонялки, воров и полицейских, в лапту. Все улицы посёлка были вытоптаны так, что росла только одна трава – спорыш. Тропинки были гладкими. После дождя от протектора велосипедов оставался четкий след. Сегодня на той улице, где мы проводили столько времени, растет луговая трава, торчат стебли конского щавеля. Если бы не автомобили, то сегодня посёлки казались бы вымершими. Никто не бегает, никто не играет. Все у телевизоров или у компьютеров. И наказанием уже стало – выгнать на улицу. Детские площадки во дворах, куда выходит несколько сот квартир, зарастают травой. А раньше несколько сот ребятишек выровняли бы их ногами как пол спортзала. Но увы, вместо подвижных игр – тюкание пальцами по клавишам. Поэтому и столько проблем со здоровьем.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Опубликовано в Проза, просмотров: 15 170, автор: Kabanov (112/178)

Один комментарий к “Воспоминания”


Добавить комментарий