Kabanov

Воспоминания

Кабанов П.Г.

Раевка. Счастливое детство

 

Самые ранние мои воспоминания — это радостные картинки жизни в поселке Раевском и или просто в Раевке. У меня в свидетельстве указано место рождения пос. Раевка. Но это неправильно. Раевкой называется железнодорожная станция, а посёлок правильно называть Раевский. Он является районным центром Альшеевского района. А это название произошло от деревни Альшеево, которая была на северо-востоке от станции, но потом была поглощена разросшимся поселком. Помню, в детстве слышал, как взрослые употребляли выражения «сходил в Альшеево», когда речь шла о посещении колхозного рынка, в просторечии называвшимся «базар».

Моя мама родилась в конце сентября 1925 года «вокруг Воздвижения», как ей сказал мой дед – Фёдор Фёдорович Ронжин. Место её рождения деревня Берёзовка, которая находилась в двух километрах от Елатменки. Поп дал ей имя «по святцам» – Ефимия. Это имя приходилось именно на тот день, когда она родилась. То ли поп решил выслужиться перед богом, то ли таким образом выражал отношение к бедной семье (некоторым позволялось выбирать из списка святых близких по дате, а следом за Ефимией были Вера, Любовь и Надежда). Мама не любила своё имя и использовала его только в документах (теперь оно на памятнике). А всю жизнь её звали Сима. Свидетельство о рождении оформили позже, и официальная дата рождения у неё – 25 февраля 1926 года.

Дед Фёдор в колхоз не вступал, так как для этого нужно было из Берёзовки переехать в Елатменку. Она хоть и близко, но чтобы переехать, нужно было свой сломать и заново построить его на новом месте. Как тогда говорили: «что раз сгореть, что два раза переехать». Его записали единоличником. Единоличникам давали индивидуальные планы, которые были невыполнимы. Из-за этого у моего деда Акима отобрали и дом и скотину. Но деда Фёдора не трогали, видимо из-за бедности. Иногда приходили, описывали имущество. Мама рассказывала, что она плакала из-за того, что сундук запирали на замок, а там было её любимое платье. Но дед говорил ей: «Не плачь!» и сам открывал замок.

Перед самой войной им все-таки пришлось переехать в Елатменку, так как в Березовке уже никого не оставалось, да и ходить в четвёртый класс надо было уже в Константиновку (правильно – Новоконстантиновку), а до неё из Елатменки было ближе – она находится выше по Кызылу на четыре километра. Эта деревня существует и сейчас.

В школе в то время отметки ставили словами: отлично, хорошо, посредственно, неудовлетворительно. Мама училась, по её словам, «посредственно». Но это, скорее всего, из-за частых пропусков занятий. А причин для них было много: то картошку полоть, то с маленькими водиться, то урожай убирать, то ненастная погода.

Когда началась война, школы продолжали работать. В конце войны мама уехала в райцентр – Раевку и устроилась работать в Уполминзаг – сокращенно от «уполномоченный министерства заготовок». Эта контора учитывала выполнении плана заготовок продовольствия колхозами и совхозами. А когда папа, отслужив после войны ещё один год, вернулся в 1946 году в Елатменку, они встретились. Папа поступил на работу в Депо станции Раевка. Мама воспитывала нас с сестрой (на год моложе меня) и занималась домашним хозяйством. У нас была корова, две овцы, поросёнок и куры.

Для строительства дома выделили сотки три земли в переулке «Красный», отрезав её у двух соседей. Один из них из-за этого так всю жизнь и ненавидел нашу семью. Даже петуха как-то обзывал. Другой сосед, Дорошев, был украинец и к нам относился хорошо, а маму, за чистоту, постоянно ставил в пример своей дочери. Та действительно была грязнуля. Даже я не понимал, как так можно жить. В слякоть в доме было так же, как и на улице. Угольная дорожка из сарая, где хранился уголь, доходила прямо до печки. Но сами они были добрыми. Детей было шестеро. Старшая, по словам мамы, была очень хорошей, даже со мной нянчилась. Но она рано умерла.

Была у них собака на цепи – Бобик. Он был дурной – кусал даже самого хозяина. Однажды покусал грудного ребенка, который, ползая рядом, дернул его за хвост. Когда Бобик срывался с цепи, в переулке все разбегались по домам.

Сегодня в этом переулке в старом виде сохранились только два дома – Нафиковых и Кабашуровых. Остальные, в том числе и наш были заменены на большие, построенные из шпал.

Одно время, когда на железной дороге деревянные шпалы меняли на бетонные, их свозили со всей Куйбышевской железной дороги в Раевку. Поэтому домов из деревянных шпал в посёлке было построено много. Как говорил Жванецкий «что охраняем, то и имеем».

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Опубликовано в Проза, просмотров: 15 144, автор: Kabanov (112/178)

Один комментарий к “Воспоминания”


Добавить комментарий