evgkon

ЭДУАРД ЛИМОНОВ — ПОЭТ СОВРЕМЕННОГО ВАРВАРСТВА, или ДЕМОНЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

В открытую дверь российской политики Лимонова не пустили — выборы в Думу он проиграл (слишком уж экзотичен Лимонов для нынешнего российского электората). Еще раньше он поссорился с Жириновским, со своим бывшим соратником по ЛДПР и в каком-то смысле со своим политическим двойником, но более удачливым, искушенным и более укорененным в современной политической реальности, и написал об этом талантливый и злой памфлет —– «Лимонов против Жириновского». Что ж, не пускают в дверь — влезем в окно … c помощью НБП и «Лимонки»!

Можно посочувствовать Лимонову как жертве политических гонений. Но какова и власть: испугалась писателя с горсткой молодых маргиналов! Поневоле вспомнишь Розанова: вонючая империя и вонючая революция. Власть слаба и гниет, разлагается на глазах и боится любого, пусть слабого, но сопротивления. Но будет ли выходом, если даже такую власть заменит Лимонов и его нацболы? Если вообще у нас выход из этого заколдованного круга ложных альтернатив?

Неудачно и исторически бесперспективно само название его партии, оно к тому же неоригинально и химерично по смыслу. О национал-большевизме впервые, еще до рождения Лимонова, заговорил в начале 20-х годов Н.Устрялов, бывший колчаковский журналист, эмигрант и видный «сменовеховец». Под «национал- большевизмом» Устрялов понимал, выдавая желаемое за действительное, якобы поворот большевистского государства (во время НЭПа) от утопии военного коммунизма к здравому смыслу, т.е. к национальной политике. Большевики, чтобы политически расколоть русскую эмиграцию, заигрывали со «сменовеховцами», оставляя им надежду на правоту их идеи ( «сменовеховец» Ю.Ключников, бывший министр иностранных дел в правительстве Колчака, был даже привлечен большевиками в качестве эксперта к участию в работе Генуэзской конференции, а затем вернулся в Советскую Россию). Однако при этом Ленин, успевший познакомиться с концепцией Устрялова, назвал его «умным классовым врагом». Устрялов знал об этом и все-таки в 1935 году вернулся из эмиграции в СССР, поскольку был слишком увлечен своей «национал-большевистской» фантазией, но уже в 1937 году — арестован, осужден и, разумеется, расстрелян, поскольку никакого национал-большевизма в СССР не было и быть не могло. Большевизм может быть только интернациональным, национальный большевизм исключен по законам политической природы. Судьба Устрялова, выдумавшего «национал-большевизм», должна была бы насторожить Лимонова. Но чужой опыт, как известно, ничему не учит…

Вот последняя книга Лимонова, написанная в тюрьме, «Другая Россия. Очерки будущего» (М., 2003). Книга талантливая, как и все (или почти все), что пишет Лимонов. Это революционный манифест, программа его партии, программа борьбы за новую Россию и новую нацию. Как критик Лимонов интересен и даже часто глубок, особенно когда касается советского общества (советской школы, семьи).Верно пишет он и о капитализме-социализме, как о сиамских близнецах. Но «капитализм как дитя сифилиса» — это очень уж по-лимоновски экстравагантно. Апологию Фоменко-Носовского –— таких же, как и Лимонов, революционеров — я не стану комментировать.

Но главное в книге не в этом, а в самом очертании этого будущего. Каково оно для Лимонова и его партии? Самое интересное здесь то, что радикальный новатор Лимонов ничего особенно нового здесь не изобретает, а пытается использовать давно известный деструктивно-утопический опыт (и даже не русский, а, скорее, западноевропейский) прошлого. Как образец для будущего России Лимонов избирает Мюнстер анабаптистов 16 века, где сектанты-милленаристы во главе с Иоанном Лейденским устроили «Новый Иерусалим» — один из первых опытов тоталитарной диктатуры в новоевропейской истории с обобществлением семьи и собственности и абсолютным произволом лидера-вождя, совершившего множество преступлений и злодеяний и за это в конце концов казненного. Лимонов поэтизирует мюнстерскую коммуну, но для большинства нормальных людей более адекватное и точное описание этого исторического опыта дает не поэт-революционер Лимонов, а ученый И.Шафаревич в своем замечательном исследовании «Социализм как явление мировой истории». Время поэтического (варварского) радикализма в России, к счастью, уже проходит или уже прошло. А это означает, что у Лимонова-политика нет будущего. Лимонов-писатель, однако, останется еще надолго.

Страниц: 1 2 3 4 5

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 11 157, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий