evgkon
СУДЬБА И УРОКИ ЗИНОВЬЕВА
«Мы идём по целине»,— с неуместной гордостью заявлял этот нелепый и незадачливый политик.
Ну и куда же пришли?
Весьма знаменательно то, что такой человек, как Зиновьев, стал не нужен и враждебен системе, а такой человек, как Горбачёв, стал первым лицом страны и привёл её к катастрофе. И почему именно этот человек стал первым лицом страны? Это случайность или системная закономерность?
В августе 1984 года Зиновьев в Шотландии встречался и много беседовал с Чарльзом Дженсоном, представителем британской элиты, членом респектабельного «Reform Club», в который входили в своё время Гладстон, Черчилль, Тэтчер, писатели Теккерей, Конан Дойл, философы Хаек и Поппер; Дженсон был и редактором и переводчиком, хорошо владевшим русским языком, политического журнала «Soviet analist», в котором печатался и Зиновьев. От него Зиновьев услышал (еще в августе 1984!) о том, что скоро в Кремле у Запада будет «свой человек» (см. об этом в книге П.Фокина, с.520).
Это действительно многое объясняет…
Многое, конечно, но не всё. До сих загадочным остаётся профиль политического отца Горбачёва — Ю.В. Андропова. И особенно эта линия О.Куусинен-Ю.Андропов-М.Горбачёв…
«Человеческий фактор»… Этот «мем» стал гулять по стране после 1985 года.
У Китая был Дэн Сяопин, а у нас Горбачёв и Ельцин…
Как говорится, почувствуйте разницу!
В сущности Горбачёв был сделан из того же теста, что и «академик» П.Федосеев, только с добавлением бесконечной говорливости, задора и амбиций бывшего комсомольского вожака. И еще эта наивная, его детская вера в Запад…
Здесь, действительно, очень важен антропологический фактор, он важнее всякой политики, идеологии… Обезьяну можно посадить за рояль играть Бетховена. Но ведь музыки не будет, а будут разорванные ноты и разбитые клавиши. И, конечно, какофония звуков…
Парадокс и Горбачёва и Ельцина (политически это сиамские близнецы, как, например, Керенский и Ленин) в том, что эти политики, не знавшие ни дореволюционного опыта, ни опыта НЭПа, полностью сформированные советской системой, стали и её вольными или невольными могильщиками.
Но в их борьбе за лидерство была разрушена страна, которая заслуживала лучшей участи…
Как мог воспринимать Зиновьев управляемый хаос 90-х, то, что делали в это время с его страной, за которую он воевал (а воевал он именно за страну, а не за Сталина, которого ненавидел и в юности замышлял на него покушение), которой хотел только блага?
Зиновьев оказался не ко двору не только «перестройщикам» (или «катастройщикам»?) 80-х, но и номенклатурным «либерал-демократам» 90-х, еще более радикально продолжившим «катастройку» на другом этапе. Впрочем, не ко двору тогда оказались и другие крупные диссиденты — А.Солженицын, В.Максимов, А.Синявский. Не таких перемен они хотели для своей страны…
Настоящая мысль всегда заразительна, настоящий мыслитель всегда стимулирует мысли своих читателей, слушателей. Попробуем в духе Зиновьева осмыслить нашу нынешнюю современность.
Произошёл очень важный, возможно, судьбоносный социальный сдвиг. Бывшая партийно-советско-чекистская номенклатура консолидировалась и превратилась в феодальный класс. Это, кстати, прекрасная возможность для учёного — описать и исследовать это новое социальное явление. Вопрос в том, есть ли сейчас в России такие учёные, которые захотят этим заниматься? Ведь проще и выгоднее исполнять за хорошее вознаграждение заказы власти, которая совсем не заинтересована в своём адекватном описании и понимании. Проблематика судьбы Зиновьева и сейчас остаётся актуальной.
Произошло упрощение социальной структуры, разделение страны на две части: власть и население. Где власть (как в советское время) хочет стать всем (и весьма преуспело в этом направлении), а население превращается в аморфную, деструктурированную массу, лишенную политического представительства, во многом утратившая свое субэтническое и
Опубликовано в Публицистика, просмотров: 1 830, автор: evgkon (8/9)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.