Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Так же не может быть методологией гипотеза, несмотря на то, что «педагогическая гипотеза — основная форма развития педагогической науки».[35] Гипотеза, как и цель, прямо не определяет методов исследования.

Как сумму методологических установок используют (после работ Т.Куна) понятие «парадигма». Понятие «парадигма» (с греческого paradeigma — образец) связано с указанием образца деятельности, например научной. Это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». [36] Ученым они дают как основные принципы их познавательной деятельности, так и формы реализации этих принципов. Поэтому парадигма в рамках теории-образца является методологией, она определяет направления и способы научного исследования. Г.Б.Корнетов определяет педагогическую парадигму как «совокупность устойчивых характеристик, которые определяют содержательное сходство схем теоретической и практической деятельности независимо от степени их рефлексии».[37] В современной педагогике он выделяет три основные парадигмы — авторитарная педагогика, манипулятивная и педагогика поддержки.[38] Разные парадигмы определяют и различие в постановке целей образования, в решении проблем социализации и индивидуализации. Но переход к другой парадигме совершается на базе новой методологии, когда старая парадигма уже не работает, а новая теория еще не создана (допарадигмальный период). Следовательно, понятие «парадигма» может использоваться как понятие «методология», но не исчерпывает его содержания. К тому же парадигма может служить методологией только в период «нормальной науки». Но спокойное развитие науки не длится вечно, и, как отмечает Кемеров, прямое использование куновской схемы для анализа обществознания затруднительно из-за различных мировоззренческих установок и направлений.[39] Сама парадигма не может объяснить момент перехода к новой парадигме. Переход же совершается на базе новой методологии.

Теория является более низким уровнем организации научной деятельности по сравнению с парадигмой. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. По словам Куна, теории, существующие в рамках различных парадигм, несопоставимы. Одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного серьезного переосмысления. Следовательно, теория может представлять как парадигму, так и методологию, выражением которой является данная парадигма. Но теория как часть парадигмы тоже не может исчерпать всё содержание методологии. Это относится и к таким понятиям, как «концепция», «доктрина». По этой причине понятие «теория» редко применяется в качестве синонима понятия «методология».

Локатосом была предложена методология научно-исследовательских программ. Каждая научно-исследовательская программа представляет собой сложную и структурированную систему, состоящую из ряда элементов: «жесткое ядро» некритикуемых положений (теоретическая основа данного стиля мышления); «запретный пояс» — суждения, связывающие программу с эмпирическими данными; «негативная эвристика» (указывает, каких путей следует избегать); «позитивная эвристика», рекомендующая предпочтительные пути исследования. Последняя является главным методологическим элементом научно-исследовательской деятельности. Как видим, научно-исследовательская программа выполняет методологическую функцию и поэтому это понятие может быть использовано как синоним понятия «методология», но понятие «методология» шире, оно применяется и там, где нет научно-исследовательских программ, например в практической деятельности.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 100 808, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий