Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
Как мы видим, педагогика и философия находятся в очень сложном взаимоотношении. Этой сложностью и объясняется наличие традиции в отождествлении педагогики и философии. Так, П. Наторп, С.И. Гессен, Г. Киршенштейнер, Ф. Паульсен считали, что педагогика есть конкретная философия. Философскими по своему характеру являются фундаментальные произведения педагогов К.Д. Ушинского, П.Ф. Лестгафта, П.Ф. Каптерева и др. В то же время очевидны и их существенные различия даже в тех случаях, когда они обращаются к одним и тем же вопросам. Например, вопрос о социализации личности решают и педагогика, и философия. Педагогика в этом случае выступает как учение о закономерностях воздействия на учащегося с целью его становления и развития как личности. Философия же рассматривает этот вопрос, выделяя кроме социологического онтологический, гносеологический, аксиологический и другие аспекты. Применение философской методологии означает, что проблема средств, методов и целей педагогики решается путем определения их связи с мировоззренческими вопросами в соотнесении со смысложизненными ценностями человека. Педагогика без философии не может развиваться, так как это означало бы, что педагогика сама определяет свое место в обществе, а также цели обучения и воспитания, что неверно. «Цели воспитания (ценности) не порождаются самой педагогикой. Они порождаются идеологией, транслируются всем укладом жизни. Педагогика берет их готовыми, лишь переводя на собственный педагогический язык и, это самое главное, обеспечивая технологию собственно воспитания, «привития» ценностей».[204] Эту зависимость целей педагогики от целей общественного развития можно наблюдать по изменениям парадигмы образования, которые происходят в последние годы.
Педагогическая действительность демонстрирует нам восприятие педагогических идей из содержания других наук. «Наиболее близкими научной педагогике являются психология, физиология, социальная педагогика, педиатрия и ряд других. Их методология, принципиальные подходы к подрастающему поколению тесно связаны с педагогикой и между собой они взаимодействуют, взаимопроникают и взаимообогащают друг друга».[205] Так, долгое время педагогика была фактически слита с психологией, которая была обоснованием педагогики. Психология изучает закономерности и механизмы развития психических процессов и личностных свойств человека, разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. Педагогика же исследует сам образовательный процесс, его закономерности, содержание, организацию, формы и методы. Игнорирование психологических закономерностей ведет к ошибкам, так как из методологической культуры выбрасывается важный элемент. Например, в последнее время распространение получило тестирование. Казалось бы, что плохого в том, что в карточке с вопросом даны четыре ответа, три из которых неверные? Кто знает, тот ответит. Подобный метод уже давно используется при проверке знаний водителей автотранспорта. Но в школьных условиях его применение принесет вред. Во-первых, данный метод предъявляет чрезмерные требования к подготовке учащихся, а отсюда и к их недоброжелательному отношению к подобным урокам; во-вторых, неправильные ответы фиксируются в непроизвольной памяти. Использование такого метода при обучении водителей оправдано тем, что для них точное знание правил жизненно важно и, самое главное, условные ситуации, указанные в карточках, имеют место в жизни. Тогда как в карточках на уроках истории, например, кроме одного события, остальные не имели место.
Отделение педагогики от психологии потребовало сохранения необходимой связи, и появилась новая дисциплина — педагогическая психология. Её положения тоже выполняют методологическую функцию по отношению к педагогике. Подобное положение должно быть и с другими науками. Например, если логика может служить методологией в науке, то она должна иметь значение и для педагогики. Но нас интересует вопрос: существует ли педагогическая логика и в чем её специфика, если она существует? Понятие педагогической логики ввел в научную литературу А.Г. Макаренко и использовал его как синоним диалектики педагогического процесса. Пока общепринятой трактовки педагогической логики нет, но исследователи отмечают, что отсутствие педагогической логики выражается в ошибках дедуктивного вывода, поверхностной оценке педагогических действий не по их результатам, а по применению рекомендованных средств, в оценка не по реальному, а по предполагаемому результату, в отождествлении целого и части, в игнорировании специфики различных этапов целостного педагогического процесса.[206]
Итак, к основным особенностям методологии общей педагогики можно отнести следующие:
— наличие специфического объекта, который является одновременно и субъектом педагогической деятельности;
— связь педагогических явлений со всеми формами культуры, с методологиями других наук;
— тесная связь с философией, с мировоззренческими, смысло-жизненными ценностями человека, с идеологией.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 107 461, автор: Kabanov (112/178)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.