Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
Как и в каждой науке, в педагогике должен быть свой объект и предмет (свойства и отношения которых исследуются), средства, обеспечивающие достоверность результатов познания, то есть то, что определяет специфику данной отрасли науки. Н.В. Кузьмина выделяет в педагогической деятельности: «…объект — личность другого человека; её цель — развитие и воспитание этой личности в определенном направлении, её содержание — приобщение личности к опыту человечества; её средства — организация соответствующей деятельности объекта воспитания; её специфика в том, что её объект одновременно является субъектом педагогической деятельности».[188] Она считает, что «основная трудность состоит в том, что одно и то же педагогическое воздействие, осуществляемое в одинаковых условиях, на одних людей оказывает положительное влияние, на других — нейтральное, на третьих — отрицательное».[189]
Действительно, особенность педагогики проявляется уже в специфике объекта. Только в педагогической деятельности объект воспитания ведет себя и как субъект, так как он действительно является субъектом создания своего Я. Поэтому действия учителя могут иметь другой результат, чем планировался. В этом отличие педагогической практики от хозяйственной деятельности. В хозяйственной деятельности «cубъект действует только по целям, им руководит только целесообразность, объект, природа, мир вещей определяется механической закономерностью, полезной связью причин и следствий».[190]
Наличие сложного субъекта воспитания (учитель и ученик) и объекта воспитания, частично совпадающего с субъектом, придает специфику педагогической методологии, в отличие от методологии естественных наук. (Но и в педагогике в случае неудачи учитель воспринимает её не как действие ученика, а как ошибку в своих действиях. И если ошибка не найдена, он должен пересмотреть и способ своих действий, и те принципы, обоснования, следствием которых был способ его действий. В этом проявляется связь методологии педагогики с методологиями других наук.) Объект педагогики многогранен и изучается многими науками. Необходимо выделить предмет изучения, в противном случае отождествление предмета с объектом может привести к тому, что педагогика утратит свою специфику. Например, долгое время предметом педагогической науки считался ученик. Следствием этого и явилось сведение педагогики к психологии. Уже А.Г. Макаренко настаивал на том, что предметом педагогической науки является не ученик, а педагогический факт. Что же является педагогическим фактом?
Стало уже общепризнанным, что отличительными признаками педагогических явлений является наличие таких элементов, как воспитатель, воспитанник, среда и средства.[191] Но одного наличия указанных элементов еще недостаточно для того, чтобы признать, что перед нами педагогический факт, необходимо чтобы указанное взаимодействие было направлено на изменение каких-либо характеристик ученика. Педагогический факт — это ситуация взаимодействия воспитателя, воспитанника, среды и средств воспитания и обучения. Педагогическая деятельность есть деятельность, направленная на подготовку подрастающего поколения к жизни, «сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми».[192] Если процесс взаимодействия этих элементов педагогом не осознается, то его действия мы называем педагогическим чутьем, искусством, так как в данном случае нет рационального исследования. Педагогическая наука рациональными средствами изучает связи между элементами, составляющими педагогические факты, и закономерности функционирования этих элементов. Педагогика формулирует свои законы. «Научно-педагогический закон представляет отражение объективно существующих необходимых и устойчивых связей объекта педагогической науки. Научно-педагогическое знание лежит в основе педагогической теории. Педагогическая теория — системное наиболее полное отражение и воспроизведение в познании содержания объекта педагогической науки, верифицированное педагогической практикой, экспериментом».[193]
Развитие методологии педагогики позволило выделить её уровни: философский, общенаучный и методологию педагогики как раздел общей педагогики. Такой подход стал общепризнанным. Но при этом возникла проблема соотношения уровней методологии, а также необходимость определения, кто должен заниматься их исследованием. Высшим уровнем считался философский. Исследования этого уровня методологии нередко сводились к иллюстрации действия законов, принципов и категорий диалектики в педагогике.[194]
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 107 463, автор: Kabanov (112/178)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.