Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Методологическая культура существует как определенное пространство, не зависимое от его носителей в данный момент, то есть объективно. Методологическая культура вовлекает в свое пространство деятельность людей, в данном случае исследователей-ученых и практиков. Саморазвитие методологической культуры происходит в их деятельности, в силу творческой направленности, интенциональности методологической культуры и благодаря способности самого материала быть втянутым в пространство деятельности и обрести свой смысл. Время нахождения того или иного способа деятельности в методологической культуре различно. Оно зависит от способности поддерживать определенную систему жизнедеятельности людей в эффективном состоянии. Образцы методологической культуры транслируются, поддерживаются, сохраняются и используются в массе на уровне бессознательного. Это пространство методологической культуры рождает методологические идеи, которые могут восприниматься как объективные и субъективные явления. Субъективные в том смысле, что кто-то является автором идеи и объективным в том смысле, что идеи только открываются, выявляются кем-то, существуя объективно.

Объективную сторону методологической культуры мы выделяем, когда сверяем свои действия с её требованиями. «Мы говорим, что развитие предмета нормально или ненормально смотря по тому, соответствует ли оно идее или нет. …Идея принимается не в качестве психического образа, который имел бы действительность только в нас, а в значении и достоинстве объективного деятеля, который заведует происхождением и образованием явлений наблюдаемой нами действительности.»[175]

Если методологическая культура и субъективное, и объективное явление, то её уровни должны характеризовать и саму методологию и способность человека в овладении ею. В этом случае методологическая культура должна включать в себя уровни, образующие иерархию, ступени восхождения, саморазвития. В.И. Метлов, в работе «Основания научного знания как проблема философии и методологии науки» анализируя развитие представлений об основаниях научного знания, выделяет основные этапы, которые и могут быть взяты за точки отсчета появления новых уровней методологической культуры. Первый этап характеризуется наличием объективистского (материализм) и субъективистского (идеализм) подходов в обосновании научного знания. Характерной чертой обоих подходов является односторонность, противоречие индуктивизма и дедуктивизма, элементаризм, прямолинейность, отрицание иного: «объективистский подход ставит проблему развития знания в зависимости от поступающих чувственных впечатлений, лишая себя возможности объяснить закономерный характер развития знания; субъективистский ставит проблему развития в зависимость исключительно от активности субъекта, игнорируя при этом внешнее воздействие».[176]

На наш взгляд, этот уровень методологической культуры можно назвать уровнем однозначной детерминации. В качестве методологии здесь выступает какая-либо единственная установка, однозначно детерминирующая исследования.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 110 513, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий