Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Необходимость в методологической культуре такого характера существовала всегда, и на практике она реализовалась даже в условиях господства диалектического материализма, но без ссылок на заимствование из противоположных учений, а как дальнейшее развитие диалектики, как преодоление односторонности буржуазных теорий. Например, когда с порога отвергалась методология неотомизма, в нашей педагогике большое внимание уделялось формированию убежденности и веры. Отрицая крайний индивидуализм экзистенциализма, наша педагогика всегда признавала необходимость развития всех способностей личности, необходимость преодоления конформизма. Не принимая методологических принципов прагматизма в целом, советская педагогика признавала необходимость создания условий для самореализации личности, её приспособления к условиям среды, ранней специализации и профессиональной ориентации, необходимость усиления внимания трудовому обучению и т.д. В данном случае методологические установки являлись результатом ограничения и соединения противоположных типов мировоззрений.

Диалог мировоззрений осуществляется и в практической жизни. Как выразился В.В. Розанов, «из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь»[154], но мы видим, что большинство верующих о монастырской жизни не помышляют. Следовательно, в их сознании состоялся диалог мировоззрений, результатом которого и является методология их практических поступков. Каков же механизм этого взаимного ограничения противоположных точек зрения, всегда ли это возможно?

Любое мировоззрение, раз возникнув, стремится завоевать всё пространство. Через свою методологическую функцию оно распространяется на все виды познавательной и практической деятельности, заставляя их доказывать истинность этого мировоззрения.

История полна примеров драматических последствий столкновений противоположных мировоззрений. Например, науки и религии, где были и печально знаменитые костры инквизиции, и практика «научного атеизма». Сегодня, например, мы переживаем новую стадию взаимоотношений науки и религии. Философы говорят уже о превосходстве религии и несостоятельности науки и даже о вине науки за гибель миллионов людей. Вопреки существующему законодательству началась конфессионализация образования, которая, как отмечает А.А. Гуссейнов, «ограничивает идеал научной рациональности, доказательного знания как общезначимого языка, позволяющего соединять людей и выстраивать современное цивилизационное пространство поверх религиозных и иных традиционных различий между ними».[155] Противоположность религии и науки в методах познания очевидна. Методологические принципы науки: редукционизм, эволюционизм и рационализм несовместимы с религиозным креационизмом и откровением.

В то же время история продемонстрировала возможные способы совместного существования науки и религии. Это пантеизм, деизм, теория двойственной истины. В педагогической деятельности сталкиваются не только научное и религиозное мировоззрение, но и разные религии, разные идеологии и культурные традиции. Осуществление учебно-воспитательного процесса в этих условиях требует от педагогов методологической культуры очень высокого уровня. Это относится не только к выбору парадигмы образования, но и к форме и содержанию проводимых уроков, отдельных воспитательных мероприятий. Если в методологическую культуру педагогики входят методологические установки, вытекающие из всех существующих типов мировоззрения, то в методологическую культуру педагога должны входить умения их примирения, объединения. Возможно ли это? Основой для примирения Н.С. Розов предлагает язык ценностей. По его мнению, «сегодня нет лучшего общего языка для разных мировоззрений, чем язык ценностей».[156] Несмотря на то, что ценности представителями разных типов мировоззрений воспринимаются тоже по-разному, ничто принципиально не мешает договориться им об общих ценностях. Этот подход, обеспечивающий взаимодействие и коррекцию различных ценностных систем, Н.С. Розовым назван «конструктивной аксиологией».[157]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 108 799, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий