Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Не только философские идеи определяли представления о целях воспитания В.Г. Белинского. Известно, что вывод о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине он делает на основе разработанной им самим теории народности литературы. Скорее всего, педагогические представления лежали в основе выводов Н.И. Пирогова о необходимости борьбы с формализмом, его требований соблюдения таких дидактических правил, как осмысленность обучения, активность и наглядность. По-видимому, педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова определялись не только их социологическими взглядами, несмотря на их определяющее значение, многие педагогические высказывания были продиктованы предшествующими педагогическими учениями А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Глубоким знанием и пониманием психологии учащихся определялись основные педагогические идеи К.Д. Ушинского.

Итак, этот выборочный анализ, проведенный с помощью методологической редукции, показывает, что в истории педагогики можно выделить различные виды детерминации педагогических учений, в основе которых лежат:

1) философские взгляды, учения;

2) положения специальных наук;

3) собственно педагогические учения, традиции, опыт.

Кроме того можно сделать вывод и о том, что нет прямой связи разделов философии с разделами педагогики. Например, нельзя утверждать, что только социологическими идеями определяются цели образования, только онтологией — содержание и только гносеологией методы. Часть педагогических идей детерминируется философией, но другая часть непосредственно не выводится из философии, а определяется другими причинами. Хотя установить соответствие разделов философии и педагогики, как это делает П. Наторп и С. Гессен, можно.

Следовательно, поиск ответов на педагогические вопросы происходит на основе методологии философии, методологии смежных наук и методологии самой педагогики. Наличие в педагогике идей, не выводимых непосредственно из философских или каких-либо других представлений, как раз и свидетельствует о существовании собственно педагогической методологии.

Методологическая редукция показывает, что философия может быть методологией и при решении частных вопросов педагогики. Поэтому возможны такие выражения, как «методология урока», «философия урока».[148] В обычных условиях методология урока определяется учебной программой, которая, в свою очередь, является следствием педагогической системы, соответствующей конкретному философскому учению. Если урок не соответствует ни программе, ни действующей в данный момент педагогической теории, на базе которой была создана программа, то методологией данного урока является другая педагогическая теория, если она еще не создана, то возможно, что в качестве методологии выступает новая философия. Практика проведения открытых уроков с целью изучения передового опыта и служит для передачи новой методологии.

Таким образом, методологическая редукция выступает как важное средство совершенствования методологической культуры. Но этот источник методологической культуры имеет свои недостатки. Во-первых, нет объективных оснований для выбора уровня редукции, во-вторых, плюрализм философских учений тоже предполагает возможность субъективизма, так как на каждом этапе применения философской методологии отдельный педагог выбирает методологию той философии, которая, по его мнению, лучше решает данную педагогическую проблему. В-третьих, существует возможность превращения полученных выводов в абстрактные схемы метафизических построений, которые сделаны без опоры на практику. В педагогике это произошло, когда она вынуждена была оперировать абстрактным понятием «будущий строитель коммунизма», без учета индивидуальных потребностей личности как биологического организма. Схематизм был порожден отрицанием какого-то положительного значения редукции. Абстрактный схематизм в исследовании педагогических явлений позволил бы разрушить обращение к бессознательным глубинам психики, к индивидуальным биологическим качествам, а также способность к восприятию методологических установок других философских учений.

 

Диалог мировоззрений и методология целостности

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 107 464, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий