Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Различия в методологии педагогики и естествознания не абсолютны. Анализируя структуру деятельности, В.Н. Сагатовский уже на уровне программы (замысла) выделяет три элемента: «смысл деятельности (во имя реализации какой ценности совершается деятельность?), цель (проект конечного продукта, то есть, что надо сделать) и план (то есть, чем и как действовать для достижения цели). Выбор смысла, выбор цели, выбор средств — такие основные этапы формирования программы».[201] Но педагогическая деятельность не может осуществляться без ответа на главный философский вопрос: что есть человек, в чем смысл его жизни? Поиск пути (метода) воспитания и образования есть, прежде всего, поиск ответа именно на этот вопрос. Отвечая на него, исследователь, собственно, отвечает не на вопрос, каким методом достичь цели, а на вопрос, каким образом, достигая цель, соблюсти меру человеческого в средствах и деятельности, то есть каким образом остаться человеком. Соблюдение этой меры и есть культура человека, а её соблюдение в выборе методов есть методологическая культура педагога. Выход же за рамки меры представляет собой выход за рамки культуры. Следовательно, педагогические ситуации связаны со всей культурой. Как отмечает С.И. Гессен, история образования отражает в себе развитие культуры в целом: «Часто между отдельными культурными ценностями разгорается борьба, в результате которой какая-нибудь одна из них приобретает господство и налагает на всю культуру соответствующей эпохи свой отпечаток. Если мы сравним господствующие системы образования и педагогические учения соответствующих эпох, то увидим, что все они отражают на себе этот общий колорит времени, подчиняя отдельные цели образования какой-нибудь одной из них, той, которая добилась гегемонии в культурном сознании эпохи. Так теократии Средневековья соответствует религиозная система образования, этатизму Древности — государственно-правовая система воспитания, интеллектуализму Просвещения — интеллектуалистское воспитание».[202]

В педагогике главной является не картина мира, а смысл жизни человека, который вытекает из понимания места человека в этом мире. И поэтому не всякая методологическая установка входит в методологическую культуру педагога, а только та, которая соответствует развитию человеческого в человеке. Следовательно, понимание методологической культуры есть следствие философского понимания человека.

При анализе педагогических концепций философские знания могут выступать не в виде целостного философского учения, а в форме методологических установок, вытекающих из этого учения. Включение философской методологии в педагогическую науку есть результат методологической функции философии, которой придерживается данный исследователь, результат его философских взглядов. Философия определяет высший уровень методологической культуры педагога. Это область теоретической педагогики — особой педагогической науки, которую нельзя путать с философией образования.

Изменения жизни, осуществляемые самим же человеком (нередко опасные для него самого), требуют от него ответа на вопрос о смысле жизни. Ответ должен указать способы выживания человечества и новую меру человеческого. Без философии педагогическая методология не получит развития, адекватного изменениям жизни. Философия необходима при рассмотрении таких проблем, как место и роль педагогики в жизни общества, цели обучения и воспитания и т. п. Философская методология используется в том случае, если педагогика при решении проблемы не выработала своих понятий, положений, теорий. Педагогика не может не обращаться к философии. В.В. Краевский так описывает один из циклов взаимодействия педагогики и философии: «На основе широкого круга научных знаний и исследований педагогической действительности разрабатываются педагогические концепции. Затем они анализируются с философских позиций, и результаты этой работы составляют основу дальнейшего педагогического исследования, приводящего к созданию новых концепций».[203]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 529, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий