Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Примером методологической редукции педагогических взглядов может служить «История педагогики» профессора П. Монро.[136] Он показывает, например, что цели воспитания, содержание и характер обучения первобытного человека определялись господствующим в то время таким представлением о мире, как анимизм. Детей обучали приёмам и формам почитания духов для их умиротворения. Этой же цели служило точное выполнение всех процедур, которые согласно с опытом данного племени могли заслужить благосклонность духов. «Анимизм как мировоззренческий принцип совмещал в себе всё: религию, философию и науку».[137] Эта нерасчлененность не позволяет еще сделать вывод о непосредственном влиянии философии на воспитание и образование. Но уже у конфуцианцев принципы обучения и воспитания прямо диктовались «учением о середине» Конфуция. «Сохранение во всём начал природы и направление человека по её путям» [138] — такой путь предлагает Мен-цзы. По мнению П. Монро, эта мысль является следствием философского положения о том, что человек по природе добр, а не зол. Здесь философская идея является методологическим принципом воспитания. П. Монро показывает, как в другие периоды развития Древнего Китая в воспитании действуют иные принципы, которые определяются социальными изменениями и условиями. Так, установление деспотической власти авторитета определяло и систему образования Древнего Китая. «Воспитание стремится в это время не развивать человеческие способности, а загромождать память удостоившимся раз навсегда признанным материалом».[139]

То же обнаруживается и при анализе роли философии в Древней Греции. П. Монро показывает, что влияние Сократа и софистов на педагогические методы и содержание образования определялось их высокой оценкой знания, отсюда и распространение в то время обучения сократическому методу. Из платоновского учения об идеях вытекал основной педагогический принцип, что задача воспитания — определить частное благо и достоинство каждого индивидуума и затем подготовить его к выполнению предстоящих ему обязанностей. Учение Аристотеля о душе определяло содержание образования, из него следовал порядок воспитания: начиная с воспитания тела через гимнастику и кончая воспитанием разумной части души через философию.[140]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 471, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий