Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Общепризнано, что главной особенностью философского знания является его всеобщий характер, который обеспечивается предельной абстрактностью философских понятий. Другая особенность — противоречивость, которую Кант объяснил стремлением разума познать сущность и невозможностью её постижения в силу её трансцендентного характера. Эту особенность в парадоксальной форме выразил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Это выражение вовсе не курьез, а логическое следствие реальной противоречивости бытия и познания. Сократ считал истиной вещей их душу – определение, но не смог дать этих определений. Противоречие между преходящим характером существующего и вечностью понятий, его выражающих, определило заявление Сократа.

Философские учения, связанные с пониманием человека, основывается на понимании смысла жизни, а эти представления всегда противоречивы в силу двойственной природы человека: социальной и биологической. Противоречие между ними порождает противоречие между его биологическим существованием и духовными устремлениями человека как социального существа. По этой причине господствующее в обществе мировоззрение не становится всеобщим, всегда есть те, кто его не разделяет или может легко от него отказаться в пользу противоположного. Так, в средневековье из христианского мировоззрения вытекал идеал человека, посвятившего всю свою жизнь служению Богу, — это монах. Но монашество имело ограниченное распространение — потребности практической жизни не давали возможности духу одержать полную победу над телом.

В какой же момент научного поиска участвует философская методология? Есть точка зрения, что философская методология участвует в научном поиске на умозрительном этапе построения теории.[72] Являясь орудием экспансии данного мировоззрения, она выступает в критической функции по отношению к существующим общенаучным и частнонаучным методам, которые под действием философской критики изменяются. В этом случае философия выполняет конструктивную функцию: создает новую методологию. И пока не созданы новые частнонаучные и общенаучные методологии, их роль выполняет философия, её методологические установки.

Многие исследователи считают, что в период господства определенной философии она выполняет роль критерия правильности общенаучной и частнонаучной методологии. Философия обосновывает науку, анализируя её на мировоззренческом уровне, на уровне субъект-объектных отношений, соотнося с духовными ценностями. Эта область исследований получила название философии науки. И действительно, целостное осмысление мира возможно только в философии. На базе этого осмысления строится деятельность, то есть философия выполняет свою методологическую функцию. И если ученый может обходиться общенаучной и частнонаучной методологией, это не означает, что не существует философской методологии данной науки.

Возможность отрыва научной деятельности от философии в ХХ веке привела к господству сциентизма и технократизма, что обернулось для человека глобальными проблемами, некоторые из них грозят покончить с человечеством уже на протяжении жизни сегодняшнего поколения. Это происходит потому, что наука постоянно развивается, и её новые теории и законы сами начинают выполнять методологическую роль. Их правильность проверяется не только практикой, но философией. Для этого сравниваются методологии науки и философии. Расхождение указывает на несоответствие науки и данной философии. Если же научные выводы признаются сообществом ученых, наступает очередь изменяться философии. Это и есть момент научной революции. Научная методология возводится в ранг философской. Новая методология, получив признание, становится логикой познавательной и практической деятельности, то есть безусловным знанием, пока не подлежащим пересмотру. Логика, научные знания, научная методология дают возможность руководствоваться ими на практике. Но наступает момент, когда необходимо по требованию жизни выйти за рамки существующей логики и методологии. Это и происходит в философии, так как философия может изменить смыслы явлений и создать новую картину мира, в которой каждое явление найдет свое объяснение. «Философская работа становится совершенно необходимой, когда привычные схемы мышления и действия человека перестают работать».[73] События конца второго тысячелетия показывают, что в настоящее время наступил именно такой момент.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 519, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий