Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Очень близким по содержанию понятию «методология» является содержание понятия «принцип». Принцип (от латинского principium — начало) — это наиболее общие, существенные и исходные положения, лежащие в основе построения данной системы знания, или, что более обще, в основе данного познавательного акта вообще. Методологическая роль педагогических принципов хорошо изучена в педагогической науке. «Принцип — особая форма научного познания, обеспечивающая целостную связь между фактами, понятиями, законами и теориями, направляющая процесс познания и практического преобразования действительности».[29]

Говоря о принципах практической деятельности, В. Н. Демин отмечает, что «существует целая группа так называемых «практических принципов», назначение которых — регуляция, направление деятельности отдельных индивидов, классов, общества в целом».[30] Действительно, понятие «принцип» и «методология» очень близки. Поэтому они часто используются как равнозначные. Например, в научном познании, по мнению В. В. Шкоды, методологический характер принципов «заключается в том, что они, детерминируя исследовательскую деятельность, представляют собой специфические требования к её результату. Вместе с тем они являются познавательными императивами, или когнитивными нормами, то есть требованиями к субъекту научной деятельности».[31] В качестве методологических принципов в науке называются принцип верификации (разработанный в неопозитивизме) и принцип фальсификации, предложенный К.Поппером. Но эти принципы выражают не организацию, не направление научного исследования, а способ проверки научных знаний. То есть они являются методологией этой проверки, а не методологией самого исследования. Принцип может выходить за рамки методологии (когда используется в разных методологиях), и одна методология может включать несколько принципов. Поэтому принцип и методология не одно и то же. Это различие отмечают исследователи. Так, В.А.Дмитриенко указывает на то, что педагогический принцип представляет собой, как правило, основополагающую идею, лежащую в основе теории, а методологические принципы — это руководящие положения, задающие общую гносеологическую ориентацию в процессе получения новых педагогических знаний.[32]

Довольно часто в качестве методологического используется понятие «подход». При этом выделяют большое разнообразие подходов. Например, общенаучными являются такие подходы, как логико-гносеологический, формально-логический, структурно-функциональный, методология системного подхода и т.д. При изучении общества и в общественной практике использовались и используются такие подходы, как классовый, гуманистический. При исследовании культуры — аксиологический, идеологический, деятельностный и т.д. Можно выделить подходы по существующим теоретическим дисциплинам: исторический, психологический, экономический, философский (онтологический, гносеологический, эстетический…) и т.д. Такое многообразие подходов обеспечивает их эвристическую ценность и открывает большие возможности для разностороннего рассмотрения явлений. Некоторые исследователи наделяют подход бóльшим методологическим значением, чем он является на самом деле, например, рассматривают подход как интеграцию метода с исследовательской программой.[33]

На наш взгляд, подход не имеет программы, в нем нет еще стремления к конкретной цели, к конкретному конечному результату. На это указывает и буквальное значение этого слова. Понятие же «методология» более содержательно. Подход определяет способы деятельности и по этой причине может считаться методологией, если действует на протяжении всего исследования. Но подход используется, когда наука еще не обрела своей методологии, в стадии её становления, подход — это чаще заимствование методологии других наук.

Также часто в качестве близкого по значению понятия «методология» используется понятие «идея». Действительно, деятельность человека определяется и идеями, носителем которых он является. Идеи являются активным звеном в развитии деятельности, следовательно, они включены в методологию. Если идей несколько, то употребляется понятие «идеология деятельности».     Методологическое значение идеи хорошо иллюстрирует рассказ Н.О. Лосского о том, как он «десятки раз приступал к попыткам построения своего мировоззрения», как это всё не удавалось ему. Но однажды, когда он снова и снова был погружен в поиски руководящей идеи, его озарила мысль, что всё имманентно всему. «Я сразу почувствовал, — пишет Лосский, — загадка разрешена, что разработка этой идеи даст ответ на все вопросы, волнующие меня…, и с тех пор идея всепроникающего мирового единства, стала руководящей моей мыслью…».[34]

Но в идее фиксируются не только методология, но и цели деятельности, поэтому идея может и не выполнять методологической роли, а представлять только цель деятельности. Понятие же «методология» включает в себя не только цели, но и средства их осуществления.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 447, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий