Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

  • — определения оптимального объёма знаний смежных наук для включения в содержание образования педагогических кадров с целью повышения методологической культуры.
  •  

    Заключение

     

    Универсальный характер философских положений с необходимостью ставит проблему их взаимодействия с конкретно-научным знанием. Эта проблема является одной из самых актуальных как для самой философии, так и для любой конкретной науки, в данном случае педагогики.

    Методология является их местом встречи, местом, где философия имеет выход в практику, где она является необходимым условием и основой для выработки нового знания. Без философии, философской методологии педагогика не сможет решать фундаментальные проблемы, так как определение содержания образования, целей обучения и воспитания возможно только путем определения их связи с мировоззренческими вопросами, в соотнесении со смысложизненными ценностями человека.

    Сама жизнь постоянно требует вмешательства философии. Без нее «спотыкаются» и гуманитарные, и естественные науки. Противоречия, то и дело встающие перед ними, порой кажутся непреодолимыми, но философская мысль, в конце концов, преодолевает барьеры.

    В силу особого характера и значения философского знания в формировании и совершенствовании методологической культуры главное внимание должно быть уделено философскому образованию. Правда, с этим согласны не все. Противником обучения философии был М. Мамардашвили. «Природа философии такова, — утверждал он, — что невозможно (и более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучать их!»[281] Конечно, здесь выражен протест против того уровня преподавания философии: который был в СССР в те годы, и глубокая мысль о неповторимости философского творчества. Но мы в данном случае рассматриваем философию как механизм создания различных методологических установок, овладение которыми без их изучения невозможно.

    Организация философского образования сегодня не может обеспечить выполнение возлагаемых на неё надежд. Начинать изучение философии необходимо еще в школе. В США, например, есть опыт изучения философии в младшем школьном возрасте.

    О необходимости усиления философской подготовки и включения философии в учебный план школы как самостоятельного предмета неоднократно писал В.С. Шубинский. Он ставит задачу формирования философских умений.[282] Можно сказать, что в такой постановке проблемы речь идет о формировании и совершенствовании методологической культуры. Универсальные знания экономят время. В вузах необходимо изучать не основы философии, а философские проблемы своей специальности. На этом настаивали и философы, и педагоги давно. В.А. Дмитриенко еще в 1974 году писал: «На наш взгляд было бы целесообразно разделить философскую программу в вузах на два цикла: общий и специальный».[283]

    В свое время в курсе обществоведения учащиеся старших классов изучали основы марксистско-ленинской философии. Это создавало базу для более глубокого изучения философии в вузе. Сегодня только в некоторых школах начато её изучение, в остальных же лишь некоторые сведения учащиеся получают в курсе обществознания. Отсутствие онтологической и гносеологической составляющей не дает полного представления о философии в целом. Отсюда изучение философии в вузах практически начинается с нуля. Изучение основ не дает возможности рассматривать философские проблемы специальности.

    Включение в госстандарты курса «Философия и история образования» имеет очень важное значение. Но уровень изучения был бы значительно выше, если бы основы философии были изучены еще в школе. Например, в восьмом классе можно было бы изучать биографии и основные идеи великих философов, в девятом — учащиеся уже получали бы сведения об основных проблемах философии, в десятом — можно было бы снова вернуться к истории философии, но на более высоком уровне, а в одиннадцатом — рассмотреть историю русской философии. В вузе это позволило бы углубить знания по истории философии и её основных проблем. Изучение философских проблем избранной специальности получило бы новый смысл. В курсе «Философия и история образования» уже происходило бы не изучение истории философии, а выявление преимуществ и недостатков применения той или иной философской методологии в педагогике.

    Для того чтобы уровень методологической подготовки педагогических кадров отвечал требованиям, предъявляемым   современной ситуацией в системе образования, необходимо изменить систему обучения педагогических кадров. Звание учителя должно иметь то же значение, что и звание мудреца в Древнем Китае или Древней Греции, а это невозможно без овладения философскими знаниями и навыками их методологического использования.

    Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

    Опубликовано в Наука, просмотров: 99 467, автор: Kabanov (112/178)


    Добавить комментарий