Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Некоторые исследователи совсем исключают содержательный аспект при выделении уровней методологической культуры. В этом случае критерием выделения уровней методологической культуры выступает способность педагога пользоваться методологическими знаниями. Например, В.С. Лукашов выделяет следующие уровни методологической культуры педагога: на первом уровне — накопление знаний, на втором — их использование и на высшем — их создание, творчество.[277]

Такое представление об уровнях методологической культуры правильно отражает методологическую культуру, но лишь со стороны способности субъекта к методологической деятельности. Для того чтобы выявить содержательную сторону методологической культуры, необходимо найти критерии уровней методологической культуры, выстроить иерархию ценностей данной культуры, поднимаясь по ступенькам которой, исследователь будет иметь возможность совершенствовать свою методологическую культуру. Методологическая культура при этом должна выступать как механизм саморазвития педагога. На наш взгляд, критерием выделения уровней методологической культуры должна быть способность педагога выбрать и применить методы и методологические установки, наиболее соответствующие целям познавательной и практической деятельности.

При социологическом подходе к пониманию культуры общенаучный и философский уровни методологической культуры предполагают готовность педагога к деятельности, требующей определенных знаний, умений и навыков. При этом не оценивается возможность и способность достижения конечного результата. Но именно результативность действий является подлинным критерием методологической культуры. Отсутствие методологической культуры педагога — это не только отсутствие знаний, умений и навыков, но, главное, безрезультатность его действий, вследствие неверных методологических установок. Например, возможны ошибки из-за использования методологических установок более высокого уровня, чем этого требует данное исследование. Когда без необходимости используется более высокий уровень методологии, то это приводит к общим, бессодержательным рассуждениям. Так бывает, когда вместо имеющихся методологических установок педагогической методологии используется непосредственно философская методология или когда методология используется там, где нужна лишь методика, и т.д. Более конкретный анализ позволяет выделить в методологической культуре сложную структуру и её элементы. Рассмотрим выделенные нами выше уровни методологической культуры.

Уровень однозначной детерминации предусматривает минимальные методологические способности. Поэтому низшим уровнем методологической культуры можно считать способность педагога при изменении условий деятельности выбрать и применить методологические установки, однозначно детерминирующие познавательную и практическую деятельность, когда в качестве методологической установки выступает какой-либо один принцип, одна идея, один закон, одно положение. Их применение обеспечивает результативность практической педагогической деятельности, подтверждающей истинность результатов, полученных в познавательном процессе.

Уровень однозначной детерминации включает и соответствующие подуровни: знания, умения и навыки. Знаниями этого уровня будущий педагог овладевает в стенах вуза, при изучении теории; умения и навыки формируются в ходе педагогической практики и в последующей педагогической деятельности. Этот уровень методологической культуры педагога предполагает знания, получаемые при изучении педагогики и психологии, смежных наук, положения и методы которых могут быть использованы в педагогической деятельности в качестве методологии, а также философии.

К методологической культуре этого уровня относится также соблюдение критериев научности и истинности. Анализ основных критериев качества и эффективности педагогических исследований проведен В.М. Полонским. Он выделяет три вида критериев (критерии планирования и организации исследовательской работы, внедрения полученных результатов в практику, критерии качества и эффективности завершенной работы), которые рассматриваются им по отношению к фундаментальным и прикладным исследованиям, к разработкам.[278] Нарушение указанных критериев есть тоже показатель отсутствия методологической культуры.

Есть ли в педагогике понятия для характеристики методологической культуры данного уровня?

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 445, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий