Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Как же проявляются перечисленные особенности в методологической культуре. Представляется важным рассмотреть это в деятельности конкретного педагога. В качестве примера рассмотрим книгу С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», которую П.В. Алексеев назвал одной из лучших книг этого столетия по педагогике.

 

 

 

 

 

  1. Методологическая культура С.И. Гессена

 

Называя педагогику наукой об образовании и прикладной философией, Гессен относит образование к культурным ценностям, к тем ценностям, которые если и служат орудием для чего-то другого, ценны сами по себе, то есть являются абсолютными ценностями. Он еще называет их безусловными ценностями, целями-заданиями для бесконечного развития человека. Такими целями являются цели, заведомо недоступные, не допускающие полного своего разрешения. Таковыми и являются культурные ценности. Это наука, искусство, нравственность, хозяйство и т.д. Выполняя цели-задания, мы сохраняем прошлое. То, что сохраняется, — входит в культуру.

У Гессена «каждой культурной ценности соответствует особый отдел философии и обратно: сколько отделов философии, столько ценностей культуры».[207] В данном случае первая часть его утверждения означает, что философскому анализу можно подвергнуть любое проявление культуры. К уже довольно развитым: философии искусства — эстетике, философии морали — этике, ссылаясь на труды Кроче, Мюнстерберга и Булгакова, он добавляет философию хозяйства. Вторая часть утверждения — «сколько отделов философии, столько ценностей культуры» — означает, что у каждого вида человеческой деятельности есть своя философская методология — установки, определяющие направление и способы этой деятельности.             Отсюда можно сделать вывод, что философия определяет общее направление образования, которое, как и все другие культурные цели-задания, не может быть завершено. Оно есть «приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного».[208]

Тесную связь философии с педагогикой Гессен выражает в утверждении, что «история педагогики есть часть или, если угодно, отражение истории философии».[209] Гессен заявляет, что его точка зрения ближе всего подходит к взглядам Наторпа, у которого педагогика есть ничто иное, как конкретная философия. Поэтому Гессен своей книге «Основы педагогики» дает подзаголовок «Введение в прикладную философию».

Поставив вопрос о целях образования, Гессен определяет их с целями жизни соответствующего общества. Эти цели формулируются в философии. Она дает методологические установки деятельности человека и образованию.

В способности сформулировать методологические установки, содержащиеся в философских учениях, и выделить их из существующих педагогических учений проявляется методологическая культура Гессена. Анализируя педагогическое учение Руссо, он показывает, что в основе этого учения лежит протест против одностороннего господства рассудка, вызванного развитием общества, разделением труда, уничтожившим естественное равенство и как следствие свободу человека. Именно поэтому Руссо видит идеал в естественном, свободном воспитании, которое обеспечит создание человека как свободную и цельную личность. Искусство воспитания в этом случае состоит в умении воспитателя ничего не делать.      Методологическая культура Гессена позволяет ему обнаружить противоречие между замыслом и результатом в теории Руссо. Свободное, природное воспитание оказывается полной зависимостью воспитанника от воспитателя.

Анализируя педагогику свободного воспитания Толстого, Гессен формулирует методологические установки, которые её определяют. Толстой видит недостатки современной школы в её оторванности от жизни. Попыткой преодоления этой оторванности и была Яснополянская школа, где отсутствовали расписания уроков, наказания и всё то, что называется школьной дисциплиной. И здесь Гессен находит противоречие между целями и результатом: отмена организованного принуждения со стороны школы не отменяет неорганизованного принуждения внешней среды — родителей, друзей.

Ошибки вызываются ложными методологическими установками. Гессен обнаруживает их у Руссо и Толстого — это понимание свободы как отсутствие принуждения. Соглашаясь с необходимостью свободного воспитания, Гессен утверждает, что принуждение может преодолеть только сама личность, что свобода не исключает, а предполагает принуждение: «Идеал свободного воспитания … надо пройти. Педагог, который не пережил очарования этого идеала, который, не продумав его до конца, заранее по-стариковски уже знает все его недостатки, не есть подлинный педагог. После Руссо и Толстого уже нельзя стоять за принудительное воспитание и нельзя не видеть всей лжи принуждения, оторванности от свободы. Принудительное по природной необходимости, образование должно быть свободным по осуществляемому в нем заданию».[210]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 516, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий