Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Помимо потребностей педагогической практики, существует еще одно обстоятельство, которое требует изменений методологии в педагогике. Сама философия развивается, и причины появления новых философских идей могут не совпадать с причинами изменения педагогической теории. Новое философское учение, возникшее вне связи с проблемами педагогики, при обращении к ним критикует старую педагогическую теорию (в этом случае и происходит экспансия новой философии), её методы и предоставляет свою методологию. При этом у частной науки собственная методология «как система теоретически определенных идей формируется лишь на определенной фазе развития науки, когда возникает возможность саморефлексии».[122] Следовательно, философские идеи, учения, системы, возникающие в ходе философского творчества, тоже составляют содержание методологической культуры педагога. В первую очередь, это ответы на вопросы о смысле жизни и предназначении человека, которые в педагогике являются определяющими. Они же являются основными в философии. Как замечает М.Хайдеггер, вопрос о том, что такое философия, превращается в вопрос: что такое человек, не случайно ли он забрел однажды во вселенную?[123] «Философия — нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней лености и ведет последний спор».[124]

Философия — это не только рассуждение о смысле жизни, она есть и онтология, и гносеология. Теория познания и онтология тоже связаны с обоснованием определенной жизненной позиции. «В онтологическом и гносеологическом анализе смысл человеческих ценностей связывается со смыслом всего космоса».[125] Человек — космическое существо, с этих позиций он и определяет характер своих действий, поэтому и онтология выполняет методологическую роль. А значит и разделение философии на методологическое и эзотерическое направления (В.М. Розин) [126] имеет относительный характер. Вся философия методологична, вся составляет содержание методологической культуры. Но чтобы философия непосредственно выполняла методологическую роль, методологические установки нужно выделить из существующих учений. Для этого можно использовать метод методологической редукции.

Методологическая редукция представляет собой выявление основных положений, идей, установок, которые послужили методологией для получения результатов теоретической и практической деятельности. Методологическая редукция осуществляется и при поиске уже известной методологии в тексте, в поступке. Так мы отыскиваем диалектику или метафизику, идеализм или материализм, сенсуализм или рационализм, рационализм или иррационализм в философском тексте или пытаемся обнаружить цель действий и логику поступка.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 513, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий