Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Теми, кто признает самостоятельное существование философии образования, по-разному понимается её содержание. Так, Б.С. Гершунский выделяет следующие объекты философии образования: человек с воспитательно-образовательной точки зрения; цели образования с учетом личностных потребностей человека; социальн-оэкономическая среда, детерминирующая развитие системы образования; система непрерывного образования в аспекте оптимизации управления ею; система и процесс воспитания, обучения и развития человека, ориентированные на достижение целей образования; педагогическая наука, её сущность и функции, как саморазвивающейся системы; учитель как главное действующее лицо любых преобразований.[115] Предметом философии образования является деятельность, направленная на «оптимизацию функционирования образования как важнейшего социально-экономического и культурообразующего института общества».[116] В.М. Полонский же считает, что задачами философии образования является разработка «стратегии долговременного реформирования системы образования в России, определение содержания образования, принципов построения учебных планов школы, описание федерального компонента государственных образовательных стандартов, выявление механизмов развития и саморазвития системы, перспектив различных нововведений и др.»[117]

Среди основных направлений исследований философии образования называют проблему человека и определение целей образования, определение перспектив развития общества и содержания образования, социально-экономические факторы и изменение системы образования, сущность и специфика систем образования и т.д. В настоящее время предметом рассмотрения философии образования являются проблемы онтологической природы и институциональной организации образования, исследование аксиологического аспекта образования, связь социокультурных процессов с изменениями в образовании, сущность новых образовательных стратегий и т.д.[118]

Как отмечают В.А. Дмитриенко и Н.А. Люрья, методологическая рефлексия, выполняемая философией относительно познания образования, выступает «в двух аспектах:

  1. Познание образования, как бытийной сферы индивида.
  2. Познание образования, как процесса вхождения человека в культуру, обеспечение гармонии его с «целым культуры», то есть познание образования как культурного феномена».[119]

Как видим, исследователи дают такие характеристики философии образования, которые указывают на её методологическую роль по отношению к педагогике. На наш взгляд, философия образования не является ни педагогикой, ни методологией педагогики. Но результаты исследований философии образования могут выступать в качестве методологических установок.

Философию рассматривают как форму рефлексивного отношения к другим формам общественного сознания, как самосознание культуры: этику как философию морали, эстетику как философию искусства и т.д. Различные уровни рефлексии позволяют выделить уже имеющиеся и создать новые образцы деятельности, которые и составляют содержание методологической культуры. Методологическая роль философии образования заключается, как верно отмечает Н.Г.Алексеев, в том, что философия образования необходима тогда, когда необходимо прорвать ограничение старых правил для решения возникшей проблемы. В философии образования «аккумулируются ведущие идеи прорыва, расположенные по трем магистральным осям: понимание мира, общества и человека. Встать на особую человеческую позицию и составляет суть философии образования — философии, повернутой к образованию, понимаемой в качестве матрицы воспроизводства общества».[120]

Таким образом, по отношению к формам общественного сознания философия выполняет методологическую роль, когда без философской рефлексии нельзя преодолеть обнаружившиеся противоречия. Но в педагогической практике источником новой методологии является не только рефлексия. Рефлексия не тождественна мышлению в целом, это оценка уже совершенных действий, их оснований. [121]Методологическая культура многогранна, она формируется и за счет других средств, в том числе и интуитивного мышления, результаты которого могут быть представлены в научном, художественном и философском творчестве.

 

 

Методологическая редукция как средство совершенствования методологической культуры

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 474, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий