Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Одни исследователи связывают кризис в образовании с социально-экономической и политической ситуацией в России, другие видят в нем проявление глобального кризиса культуры, отмечая при этом российскую специфику, вызванную изменениями всей общественной жизни в стране, что, на наш взгляд, точнее отражает происходящие изменения. Россия является одной из развитых и образованных стран мира и развивается в русле мировой цивилизации. Поэтому процессы, наблюдаемые в высокоразвитых странах, в той или иной степени находят свое проявление и в нашей стране. В условиях девальвации образования, его невостребованности, отсутствия необходимого финансирования и антигуманного отношения к учителю эти процессы и проявляются в форме кризиса образования.

Кризисное состояние системы образования, помимо перечисленного, обусловлено и отсутствием механизма саморазвития, неготовности её к интенсификации инновационных процессов. В прежние годы в инновационных поисках главную роль играли субъективные факторы: чувство ответственности учителя, его стремление к самосовершенствованию, интерес к исследованию и т.д. Основная же масса учительства не нуждалась в овладении навыками педагогического исследования, педагогического творчества. Сегодня положение изменилось, и одной из основных особенностей современного состояния общества является объективная потребность в творчестве. Наше учительство оказалось неготовым к новому социальному требованию.

Основная причина этого кроется в низком уровне методологической культуры педагогических кадров, который обусловлен следующими причинами:

— социальными (отсутствие условий для овладения учителем методологической культурой из-за невнимания со стороны органов управления образованием к этому компоненту подготовки будущих педагогов, невозможность самостоятельного приобретения необходимых знаний и навыков вследствие перегруженности учителя);

— субъективными, психологическими (нежелание и отсутствие необходимых способностей);

— теоретико-познавательными (неразработанность концепции методологической культуры и механизмов её формирования и совершенствования).

Указанные причины усугубляются тем, что они проявляются на фоне глобального кризиса образования, связанного с кризисом научной рациональности, утратой единой картины мира, с поиском новых онтологических оснований педагогической деятельности. Отсюда вытекает необходимость построения концептуальной модели методологической культуры педагога.

Автор попытался определить основное содержание методологической культуры педагога, выявить е особенности, выдвинуть и обосновать общую концепцию методологической культуры, разработать вариант её совершенствования.

Методологическая культура педагога представлена как сложная многоуровневая структура, включающая педагогические, общенаучные и философские знания, особые умения и навыки, заключающиеся в способности определять, создавать универсальные формы деятельности.

Философия образования является многомерным пространством встречи философии и педагогики. Автор исследует только один аспект этого взаимодействия — методологическую роль философии в педагогическом познании. Полученные результаты представляют интерес для преподавателей и научных работников в области теории и философии образования и могут быть использованы при исследовании других форм деятельности.

 

В.А.Дмитриенко

 

 

 

 

 

Глава I. Проблема методологической культуры в философии и педагогике

 

  1. Методологическая культура: проблема определения

 

Методология и методологическое

 

Существует два понимания методологии: как специального учения о методах познания и как инструмента преобразования философского мировоззрения в познавательную и практическую деятельность. Если последнее сопровождало всю историю философии, то учение о методе как самостоятельное стало развиваться в новое время в учениях Ф.Бэкона, Р.Декарта. Дальнейшее развитие оно получает в трудах И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Понимание методологии как учения о методах в наше время привело к представлению о её относительно самостоятельном характере и особом виде деятельности. Сторонники этой точки зрения считают задачей методологии осуществление рефлексии над процессами мышления, выявление форм мыслительной деятельности.

Понимание методологии как инструмента преобразования философского мировоззрения в познавательной и практической деятельности базируется на способности философии превращать свою мировоззренческую функцию в методологическую, когда философия, создавая свои картины мира и определяя смыслы вещей и явлений, детерминирует деятельность носителя данного мировоззрения. Отсюда философию можно было представить не только как мировоззрение, но и как методологию.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 100 938, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий