Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Получается, что философская методология есть философская детерминация научного поиска, мировоззренческая, этическая и эстетическая управляемость познавательной деятельностью человека. Философская методология обеспечивает человеку выживаемость в мире по-человечески. Философская методология есть методология, детерминированная философскими учениями, а цель этой детерминации, а значит и роль философии в жизнедеятельности человека — обеспечить выживаемость в изменяющемся мире путем поиска наиболее соответствующих человеку и его месту в мире средств практической и познавательной деятельности. Сущность методологии заключается не в структуре объекта и не в природе знания или процесса его получения, а в способе внутренней детерминации и регуляции познавательной и практической деятельности.[76]

Методология выполняет организующую функцию в управлении деятельностью субъекта познания и практики. И в этом отношении философские положения являются методологией. Но ранее мы утверждали, что не только философия может выполнять методологическую функцию, что поэтому и существуют частнонаучные методологии. Что же тогда представляют они? Можно предположить, что специфика методологии заключается в том, что методологические положения даже частных наук принимают философский характер. Так, в уже упоминавшемся названии научного доклада под «методологией взятия проб воздуха над Байкалом» имелось в виду философское положение о соотношении части и целого. Но нужна ли такая методология специалисту?

 

Методологическая культура

 

Так как в качестве методологических установок могут выступать приёмы, принципы, логика, парадигмы, метод, исследовательская программа, философия, когда они являются основными положениями, определяющими общее направление деятельности, то понятие «методологическая культура» должно включать их в свое содержание. Но каким образом? Несмотря на общеупотребительность понятия «методологическая культура», его содержание, объём и место в системе других понятий как в философии, так и в педагогике остается неопределенным. Это приводит к тому, что под ним начинают понимать очень многое и, в конце концов, перестают использовать. Например, в вышедшем в 1993 году учебном пособии Б.Т.Лихачева «Педагогика» понятие «методологическая культура» даже не упоминается. Нет его и в педагогических энциклопедиях. Одной из главных причин такого отношения к понятию «методологическая культура» было отождествление методологии и философии, а конкретно марксистско-ленинской философии, когда методологическая культура отождествлялась с философской культурой, а главным критерием методологической культуры педагога было знание основных положений диалектического материализма, умение их использовать в деятельности ученого-исследователя и педагога-практика. Поэтому постоянное внимание уделялось формированию мировоззренческой культуры, как её понимали в то время. На занятиях методологических семинаров рассматривалась методологическая роль положений марксистско-ленинской теории, приёмы и способы их применения в познавательной и практической деятельности.

В 80-х годах методологическая культура стала рассматриваться как проявление интеллектуальной культуры. По проблемам интеллектуальной культуры проводились научно-методические конференции, издавались сборники научных трудов. Значительное влияние на исследования по методологии того времени оказали идеи П.В. Копнина, который и явился одним из зачинателей исследований по логике и методологии науки в нашей стране. Проблемы методологии науки рассматривались в работах философов: Г.С. Батищева, В.А. Дмитриенко, И.С. Ладенко, В.А. Лекторского, В.И.Метлова, Г.И.Петровой, А.И.Ракитова, В.Н.Сагатовского, В.С.Степина, А.К. Сухотина, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, И.П. Элентуха, Э.Г. Юдина и других. Педагогическая методология исследуется в работах философов В.А. Дмитриенко (науковедение), Г.И. Петровой (гносеологические основания), Н.С.Розова (аксиологический аспект), Г.П. Щедровицкого (рефлексивный подход); педагогов В.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.М. Полонского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина и других. Основное внимание ими уделяется методологии конкретных педагогических исследований, общей схеме педагогических исследований, методике применения в педагогике общенаучных подходов: структурного, деятельностного, системного, кибернетического и т.д. На состояние методологических исследований в нашей стране сильное влияние оказывают работы зарубежных авторов: Т. Куна, И. Локатоса, К. Поппера, П. Фейерабенда и др. В конце 80-х началось возвращение богатства философской мысли дореволюционного периода и русского зарубежья. Актуальными являются и фундаментальные исследования взаимосвязи философии и педагогики, представленные в работах П. Наторпа и С. Гессена.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 518, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий