Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

В этом смысле историю философии можно рассматривать и как историю борьбы за истинные методы познания и преобразования мира, то есть за истинную методологию. Поиск первоначала в древнегреческой философии был в то же время и поиском методологии объяснения многообразия и изменчивости окружающего мира. Милетцы, Анаксагор, Демокрит дали принципиально разные ответы на поставленные вопросы. Противоположные методологии понимания изменчивого мира дали Гераклит и Парменид. Затем в философии появились новые проблемы объяснения мира и места человека в нем. Они явились следствием изменения общественной жизни и невозможности предшествующей методологии объяснить эти изменения. Методология их решения была предложена Сократом, Платоном и Аристотелем. Каждый из них совершенствовал то, что было предложено его предшественником. Средневековье поставило проблему защиты и обоснования христианства. Разные методологии предложили Тертулиан, Августин и Фома Аквинский. Потребности познания в эпоху Возрождения способствовали появлению пантеизма, как методологии объяснения мира и гуманизма как методологии решения социальных вопросов. В новое время Ф.Бэкон и Р.Декарт непосредственно занялись решением проблемы метода познания. Можно считать, что с этого времени начинает развиваться собственно методология как учение о методе научного познания, так как это было сознательное обращение к проблеме метода. Методология уже раздваивается на философскую и общенаучную. Два метода, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом в философской методологии, — это сенсуализм и рационализм, в науке — это индуктивный и дедуктивный методы. В новое время Г. Галилеем был предложен еще один метод, революционизировавший познание — эксперимент. Наряду с этим развиваются и частные методы конкретных наук. Методология решения социальных вопросов развивается в эпоху Просвещения. Просвещение народа и правительства — такой метод предложили просветители.

Философская и общенаучная методология получили дальнейшее развитие в трудах И. Канта. Философским и общенаучным методом стала диалектика Гегеля, а затем материалистическая диалектика К.Маркса и Ф.Энгельса. В дальнейшем позитивизм предложил методы, которые носили тоже общенаучный и философский характер. Это принцип «экономии мышления», логический и лингвистический анализ, метод верификации и фальсификации. В это же время появляются такие методы и принципы, как конвенциализм, прагматизм, герменевтика. Усиленно разрабатывается методика конкретных научных исследований, совершенствуются системы методов частных наук.

До Аристотеля учение о методе базировалось на убеждении, что существуют вечные и неизменные истины, достижение которых с помощью раз и навсегда найденного истинного метода и есть цель познания. На этом убеждении была основана методология Сократа и Платона. Для Аристотеля метод — это только способ (органон) познавательной деятельности. У Канта методология — это средство конструирования не только знания, но по сути и самого человеческого мира.

Методология философии и выполняла функцию перестройки сознания в соответствии с новой философией. Когда же эта работа заканчивалась, методологическая функция философии становилась невидимой, излишней. То есть философия в качестве методологии необходима тогда, когда имеющиеся в науке методы не срабатывают. Философия обеспечивает ученого направлением поиска, помогает разработать собственную методологию. На этом функция философии заканчивается. Конкретными научными исследованиями она не занимается (Демокрит открыл не атом, а только дал направление для поиска неделимых частиц). Это следует из характера самого философского знания. Предельная общность её категорий и принципов не позволяет ей заниматься конкретными исследованиями. В противном случае будет нанесен ущерб самой философии. Это и случилось с философией марксизма. «Идея, что философия может быть непосредственно включена в практику социальной жизни, вдохновляла Маркса. Становясь оружием [пролетариата], философия, конечно, выигрывает в боевитости, но резко теряет в уровне: она превращается в набор догматически принимаемых положений, отливаемых по мере надобности в политические лозунги».[74]

Функция философии по отношению к науке ¾ дать науке методологию поиска. Куда ведет эта методология, почему она такая, а не иная, зависит от мировоззренческого содержания философии, в котором выражена сущность человека, место его в мире и смысл его жизни. «Философствование — субстанциональная форма поиска меры творческой способности человека утверждать себя в сложном мире, в котором можно жить лишь очеловечивая его».[75]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 468, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий