Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Таким образом, и в рамках диалектического материализма была признана тесная связь философии и методологии и их относительная противоположность. В настоящее время, когда не стало официальной философии, внимание к самоопределению философии усилилось. Большинство исследователей склоняются к тому, что философия имеет качественное отличие и от науки, и от методологии. Так, В.А. Кувакин, не считая философию наукой, различает понятия «философия», «мировоззрение», «идеология». Философия у него — это размышления людей о смысле и сущности мира, человека и отношениях между ними.

На наш взгляд, попытки объединить науку, методологию, философию неправомерны, но и не случайны. Они объясняются характером философствования, стремлением к поиску «субстанционального единства» (А.С. Ахиезер). Неправомерность же такого отождествления объясняется наличием специфики каждой из них. В отличие от философии, наука всегда стремится быть единственной. Отсюда и разная направленность философии и науки. Наука ищет знание, философия — его смысл. Философские вопросы, как правило, относятся не к предмету науки, а к принципам получения и организации научного знания и его месту в системе знаний о мире, то есть предметом философии является знание как таковое и его отношение к действительности и познающему субъекту. «Философия анализирует не действительность как таковую, а то, как действительность представлена в человеческом знании».[62] А.С. Ахиезер указывает на то, что «философия, в отличие от науки, смотрит не на мир, а на знание о мире, поэтому видит в мире не объекты, а смыслы и их отношения» [63], «…философия не дает нового знания как такового в том же смысле, как новое знание порождают конкретные науки; она дает возможность нового видения имеющегося знания, иначе говоря, не давая нового материала, дает новую точку зрения».[64] По-видимому, именно здесь кроется и различие двух методологий — научной и философской. Первая пытается определить дорогу к знанию, будучи убежденной в его объективной истинности. Философия выясняет, что считать истиной, как получить истинное знание, то есть ищет критерии достоверного знания, которые использует наука в процессе познания мира. Конечно, наука тоже имеет субъективную сторону, она тоже развивается не всегда кумулятивно. На это, как говорилось выше, и указывает Т. Кун, а затем и П. Фейерабенд, и в этом смысле она мало чем отличается от мифологии, религии и философии. Но главная тенденция науки — поиск объективного знания — истины на все времена. В философии такая тенденция тоже существует, но поиск смысла сразу же направляет её на выражение субъективных интересов.

Различие форм общественного сознания можно выразить через вопросы, которые они ставят в познании новых явлений.

Искусство: На что это похоже?

Религия: Как представлен в нем Бог?

Наука: Что это такое? Из чего состоит? Сколько?

Философия: Как связано с остальными явлениями и со мной? Что я могу узнать о нем? Не будет ли мне хуже? (Это лишь другое изложение знаменитых вопросов Канта: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?)

Если сравнить эти вопросы, то можно заметить, что вопросы науки являются вспомогательными, конкретизацией философских вопросов. Философия как бы дает задание науке выяснить, что представляет собой явление, чтобы определить его значение для человека. Получается, что не философия выполняет роль подсобного работника для науки, а наоборот, наука служит философии. Философия указывает науке, что ей делать и тем самым выполняет методологическую роль по отношению к науке. Философия присутствует в научном исследовании, когда методологическая функция философии служит инструментом экспансии данного мировоззрения, когда философия, распространяясь на все остальные виды познавательной деятельности, заставляет их доказывать истинность самой философии. Иллюстрируя данное утверждение, В.В. Шкода приводит такой пример: натуралисты прошлого, собирая коллекцию видов, искали для каждого вида один-единственный экземпляр — «типичную форму», потому что их подход был основан на платоновском учении об идеях.[65] То есть философия ведет себя так, как парадигма Т. Куна в период «нормальной» науки. «Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает».[66] «Наука без философии слепа», — справедливо замечает А.Н. Кочергин.[67]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 515, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий