Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Диалектический уровень методологической культуры предполагает способность педагога применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения. Например, это умение совместить несколько парадигм образования в едином учебно-воспитательном процессе.             Необходимость такого уровня методологической культуры диктуется потребностями педагогической науки и социально-политическими условиями обучения и воспитания в современной школе, такими, например, как многонациональный состав населения страны, политический и идеологический плюрализм общества, которые ставят педагогов в положение, когда необходимо не выбирать методологические установки в соответствии со своими предпочтениями (идеологическими и политическими), а совмещать их, ограничивая каждую. Этот уровень методологической культуры обеспечивает соблюдение принципов научности и доступности при отборе содержания образования.

Диалектический уровень не является высшим. Педагогика включает в себя науку и мораль, а познавательный процесс в педагогике включает чувства, интуицию, веру и т.д. Но это включение в методологическую культуру не может быть непосредственным. Их преобразование в рациональное управление педагогической деятельностью происходит через философскую методологию, которая и обеспечивает целостный, системный подход. Данный уровень методологической культуры можно определить как уровень целостного или системного подхода. На этом уровне проявляются способности педагога обеспечить гармонию различных методологических установок на базе собственного мировоззрения. На этом уровне мировоззрение педагога выступает организатором его практической и познавательной деятельности с учетом всестороннего анализа педагогических проблем.

Как видим, на каждом уровне методология имеет свои специфические черты, не выводимые непосредственно из вышестоящей методологии. Взаимоотношение между ними имеет сложный, системно-структурный характер. Каждый элемент методологии выполняет свою, только ему присущую функцию, обеспечивая познавательную и практическую деятельность в целом.

 

  1. Этапы формирования и совершенствования методологической культуры

 

Анализ методологической культуры педагога показал, что она представляет собой механизм саморазвития педагога как исследователя, позволяющий ему эффективно решать возникающие педагогические проблемы на базе заимствованных или созданных им самим общих положений (методологических установок). Это сложная иерархическая система элементов, детерминирующих педагогическую деятельность.

Во-первых, это философский, общенаучный и собственно педагогический уровень методологической культуры.

Другая сторона методологической культуры характеризует способности самого педагога и поэтому включает в себя уровни, образующие иерархию, ступени восхождения, саморазвития педагога. Можно выделить следующие уровни:

— знание методологических проблем;

— знание путей решения методологических проблем;

— умение применять методологические знания.

Умение применять методологические знания можно характеризовать тоже тремя уровнями методологической культуры:

— однозначной детерминации (использование одной методологической установки);

— многозначной детерминации (использование нескольких не противоречащих методологических установок одновременно);

— диалектической детерминации (использование противоположных методологических установок);

— целостного системного подхода.

Выделение данных уровней методологической культуры позволяет установить этапы овладения методологической культурой и предложить схему формирования и совершенствования методологической культуры будущих педагогов, которая может быть использована и при подготовке других специалистов. Эта схема примерно соответствует (по времени и порядку) стихийно осуществляющемуся процессу формирования методологической культуры.

1-й курс            — Знакомство с педагогической методологией.

2-й курс            — Овладение уровнем однозначной детерминации.

3-4-й курс — Овладение уровнем многозначной детерминации.

5-й курс            — Овладение диалектическим уровнем.

Магистратура и аспирантура — Овладение уровнем целостного методологического анализа.

Из этой таблицы видно, что формирование и совершенствование методологической культуры имеет несколько этапов. На первом этапе (1-2-й курс) происходит накопление необходимых для научно-исследовательской работы методологических знаний, и делаются первые шаги по их практическому воплощению. Здесь происходит первое знакомство с методикой научно-исследовательской работы, формируются навыки сбора и классификации педагогических фактов.

На втором этапе студенты учатся выдвигать и доказывать гипотезы, используя отдельные методологические установки.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 69 942, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий