Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Такое понятие существует. Уровень однозначной детерминации характеризуется как «механистическое мировоззрение». Методы этого уровня необходимы как для изучения педагогических явлений, так и для внедрения в практику достижений педагогической науки, где на первых порах и нужен механистический подход, то есть механицизм, механический перевод новой идеи, теории, принципа (педагогического или философского) в познавательную и практическую деятельность. Это и есть первая ступень педагогической методологии. Поэтому речь должна идти не об «изживании механицизма», а только об определении ему надлежащего места. Именно нарушение границ применения методов этого уровня зафиксировано в отрицательном смысле, которое мы придаем этому понятию.

Более высокий уровень методологической культуры предполагает способность педагога применять несколько методологических установок, что приводит к неоднозначной детерминации деятельности. Помимо знаний, умений и навыков первого уровня в этом случае требуются дополнительные знания, умения и навыки. Так как применение нескольких методологических установок предполагает наличие нескольких целей деятельности, то для этого необходимы знания методики их достижения. Так, воспитание и обучение имеют разные цели, соответственно и разные методологические установки, принципы, идеи, законы, теории. Но все они осуществляются в едином учебно-воспитательном процессе.         Сегодня педагогика ставит цель создать условия для саморазвития личности учащегося. Приобретаемые при этом знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения поставленной цели. Обучение не может происходить без воспитания. Способность педагога рассматривать обучение с точки зрения воспитания относится к данному уровню методологической культуры. Знания, умения и навыки этого уровня формируются на занятиях по методике преподавания при обучении в вузе и после его окончания на курсах повышения квалификации, на научно-практических конференциях, посвященных достижению различных целей педагогической деятельности. Например, в свое время повсеместно проводились научно-практические конференции о путях формирования научного мировоззрения, нравственной, эстетической и экологической культуры и т.д. Данный уровень методологической культуры необходим и в научном педагогическом познании, и в практической деятельности. Например, при выработке теории содержания образования, когда необходимо выработать принципы отбора учебных предметов, обеспечив гармоничное соотношение естественнонаучного и гуманитарного образования. Педагогу-практику необходимо осуществить в учебном процессе соблюдение многочисленных принципов и методологических установок, например, обеспечить трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое и т.д. воспитание и образование.

Этот уровень методологической культуры является специфическим именно для педагогики. В естествознании процесс исследования можно редуцировать к одной из методологических установок, в педагогике такая редукция есть показатель низкого уровня методологической культуры. Отсутствие же специального понятия объясняется тем, что положения этого уровня зачастую формулируются в виде одного принципа. Например, сочетание обучения и воспитания — это принцип воспитывающего обучения, сочетание обучения и развития — принцип развивающего обучения и т.д. Соединения таких разных целей в одном принципе называли диалектикой. Но диалектический уровень предполагает соединение противоположностей, а в данном случае требования указанных принципов не являются противоположными.

Понятия однозначной и многозначной детерминации используются для характеристики стиля научного мышления З.М. Семаковой.[279] Характеристика деятельности с точки зрения стиля и методологической культуры имеет сходство и различие. Стиль характеризует методологическую культуру педагога, освоившего или предпочитающего те или иные уровни методологии; например, научный стиль свидетельствует о применении научной методологии, философский — о философском подходе, педагогический учитывает специфику педагогического рассмотрения проблем. Но стиль выражает только одну из сторон методологической культуры, он оценивает внешнюю, эстетическую сторону деятельности. Методологическая культура — это характеристика внутренней, существенной стороны деятельности.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 69 949, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий