Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Гессен демонстрирует нам умение пользоваться методологическими установками разных уровней, его методологическая культура включает в себя разнообразные достижения человеческого разума и обеспечивает ему возможность применять различные варианты исследовательской деятельности и в то же время оставаться приверженцем (исповедовать культ) определенной направленности при решении различных педагогических проблем.

Таким общим направлением является обеспечение самоопределения личности при выполнении ею безусловных целей-заданий — неисчерпаемых задач человека, развитие его культуры. Гессеном убедительно продемонстрировано и то, что без философии методологической культуры не существует. Таким образом, Гессен убедительно показал, что методологическая культура педагога предстаёт перед нами как явление многоуровневое, имеющее сложную структуру. Овладение различными уровнями методологической культуры требует разнообразных знаний и умений. Помимо знаний противоположных подходов, идей, принципов, мировоззрений, необходимы умения и навыки их объединения.

 

  1. Уровни методологической культуры педагога

 

Педагогическая методология предстаёт перед нами как учение об условиях, формах и методах эффективного познания педагогических явлений и преобразования педагогической действительности, а целью методологических исследований является изучение условий получения и использования педагогических знаний, повышения результативности педагогической деятельности. В задачу методологических исследований входит решение методологических проблем. В педагогике имеется несколько групп методологических проблем в соответствии с уровнями методологий (педагогический, общенаучный и философский).

Как правило, к философскому уровню методологических проблем педагогики относят проблемы соотношения социального и биологического в развитии человека, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т.д. То есть те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.

К общенаучным методологическим проблемам относятся проблемы поиска средств, форм и методов научного познания.

В определении методологических проблем педагогического уровня существуют разные подходы. Так, Э.И. Моносзон выделяет несколько групп проблем. К первой группе он относит фундаментальные проблемы методологии определения предмета педагогики и логики познания педагогических явлений: «предмет педагогики как науки; система педагогических наук, их единство и взаимосвязи; значение и сущность взаимосвязи педагогики с другими науками о человеке, а также с основами наук о природе и обществе; методологические основы совершенствования методов и форм организации педагогических исследований».[269] Логика и процедуры педагогических исследований содержат, по его мнению, следующие проблемы: «определение функций и характера фундаментальных теоретических и экспериментальных педагогических исследований; выдвижение и обоснование проблем исследования и научных гипотез; установление научных фактов в педагогическом исследовании; обобщение полученного исследовательского материала, его научная интерпретация; условия адекватного отражения педагогических явлений в научном факте, законе, педагогической теории; методологический подход к внедрению достижений педагогической науки и передового опыта в массовую практику».[270]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 69 977, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий