Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Представления о методологии педагогики находятся в постоянном изменении. Особенно быстро они менялись в 70-80-е годы. Некоторые считали, что методология педагогики — это учение о педагогических методах. То есть понимали в соответствии с буквальным значением слова «методология». В реальности же при этом изучались вопросы развития педагогической науки, её связи с другими областями знаний, а также основания, для анализа и оценки педагогической деятельности, установленные базовыми для педагогики науками — философией, социологией, науковедением, логикой, психологией и некоторыми другими.[178] Поэтому назначением и главной задачей методологических исследований считался поиск эффективных способов разработки педагогической теории. Так, В.Е. Гмурман задачу методологии видел в педагогической рефлексии, результаты которой «выступают в форме указаний к тому, как следует вести научную работу».[179] Содержание рефлексии при этом определялось в виде перечня методологических категорий, выступающих как характеристики педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. Но такой подход не указывал на специфику педагогической методологии. Поэтому в ходе развития педагогической науки представление о её методологии изменилось. В.Е. Гмурман предложил считать предметом методологии не только процесс познания педагогической действительности, но прежде всего, её результат, то есть систему педагогических знаний.[180] Затем к методологическим отнесли вопросы преобразования практики. Например, В.И. Загвязинский определил методологию, как систему научных знаний и способов деятельности, которая «исполняет роль руководящих принципов, инструментов не только анализа и совершенствования научного познания, но и преобразования практики… на основе достижений науки».[181] Подобное определение дал В.С. Шубинский: «Методология педагогики — это определенная система норм, принципов теоретической и практической деятельности и знаний о ней».[182] Он выделил четыре аспекта методологии педагогики. «Во-первых, она должна заниматься вопросами педагогического знания, науки, тенденций её развития. Во-вторых, изучать предмет педагогики и её категориальный аппарат. В-третьих, исследовать логику и методы исследований, процесс познания. В-четвертых, внедрять полученное знание».[183]

В.В. Краевский отличие методологии педагогики от методологии других наук видит и в специфике методологических принципов, и в том, что в педагогике переход к принципам «осуществляется не посредством логических преобразований, а через деятельность»,[184] через практику. Отсюда, по его мнению, задачей методологических исследований является «выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в целом и её отраслей, способов связи педагогической науки и практики».[185] Данный подход, указывает на важнейшую черту педагогической методологии, но не выявляет её специфики. Но и такое представление сложилось не сразу.

Педагогический процесс изучает не только педагогика. Воспитание и образование в центре внимания психологии, социологии, истории, культурологии, философии. Но изучают ли они одно и то же или у каждой есть свои собственные познавательные интересы? Многие педагоги разделяют точку зрения, представленную в трудах В.В. Краевского и его последователей, о наличии у педагогической науки собственного объекта и предмета исследования. По его мнению, педагогам почти всегда недоставало понимания специфики их сферы знания, а по этой причине педагогика заимствовала методологию других наук. Если бы педагогика не имела собственного предмета исследования, то она не могла бы считаться наукой.[186]

Для того чтобы показать специфику методологической культуры педагога, необходимо сравнить методологию педагогики с методологиями других видов познавательной и практической деятельности, найти их различия. Но то, что педагогическая методология имеет все черты общенаучной, затрудняет определение её специфики. Поэтому пытаются идти другим путем. Например, в педагогическом познании выявляют те проблемы, «которые никем, кроме педагогов, ни поставлены, ни тем более решены быть не могут».[187]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 69 943, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий