Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

При рассмотрении методологической культуры как результата деятельности на личностном уровне она выступает как механизм саморазвития человека в ходе освоения культуры. На эту сторону культуры указывали К. Маркс и З. Фрейд. Такое понимание культуры разрабатывается в работах А.И. Арнольдова, Л.Н. Когана, В.М. Межуева. Если при первом, «социологическом» подходе любой методологический приём, любая методологическая установка оказывается в содержании методологической культуры, то в данном случае отдается предпочтение определенным методологическим установкам. Так, в советской литературе за образец методологической культуры брали применение К.Марксом материалистической диалектики при исследовании капиталистического способа производства, данное им в «Капитале». Методологическую культуру сводили к культуре мышления, к умению мыслить диалектически, к способности применять гибкость понятий диалектики. Логическая культура мышления (соблюдение правил формальной логики) считалась необходимым, но недостаточным условием культуры мышления.

Ценностная ориентация культурного выбора подчеркивается в определении культуры, данном С.И. Гессеном. Согласно его определению, культура «есть деятельность, направленная на осуществление безусловных целей-заданий», под которыми он понимает бесконечное стремление человека к постижению истины, добра, красоты и бога.[174] Достижение «целей-заданий» предполагает целесообразный выбор методологических установок, так как «цели-задания» навязывают человеку свой образ действий, а значит, выступают причиной развития самого человека. Отсюда следует и то, что в методологическую культуру входит и согласие действовать в практической и познавательной деятельности только определенными методами. Методологическая культура в целом — это методы всего человечества, методологическая культура конкретного человека — это то, что использует он в своей деятельности. Методологическое бескультурье — это отринутое человечеством и человеком, то, что когда-то использовалось им, но не только утратило свою ценность, но и стало препятствием в его деятельности. С субъективной стороны, отсутствие методологической культуры — это незнание методологической культуры общества и неумение её использовать в своей деятельности.

Методологическая культура обладает саморазвитием. Находясь в зависимости от человека, она в то же время подчиняет его себе, навязывая или отвергая те или иные средства деятельности. То, что сегодня считается некультурным, возможно в прошлом не считалось таковым. Так, в эпоху средневековья догматизм был культурной нормой. Он был необходимым способом жизнедеятельности человека. Смысл, которым человек в результате своей деятельности наделяет явления мира, диктуется и человеком, и самим миром.

Смысл объективно субъективен. Он диктует стиль пребывания человека в мире, направленность его поступков. В смысле «спрятаны» способы человеческой деятельности. Мысль рождается миром и субъектом, она же «раскладывается» на мир и действия субъекта. Мысль есть действие субъекта, осмысление — ожидаемое действие мира по отношению к субъекту и согласие субъекта со способом этого действия, а значит, готовность субъекта действовать подобным образом. Осмысливая мир, человек создает культуру. Этот процесс осуществляется на основе предшествующей культуры. её сохранение обеспечивает традиция.

Методологическая культура возникает в особых методологических отношениях. Методологические отношения — это отношения субъекта к действительности, в которых фиксируются средства, которые могут быть использованы субъектом для познания и преобразования действительности. Методологические отношения проявляются в использовании не только принципов, методов, логических средств, но и средств общенаучных методов исследования. Сюда же относятся отношения субъекта к действительности в форме проблемы (знания о собственном незнании), гипотезы (достоверного предположения о свойствах объекта), закона и теории (достоверного знания субъекта об объекте). Эти отношения указывают на характер связи субъекта и объекта, а также на необходимую форму проявления активности субъекта по отношению к объекту.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 69 963, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий