Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Методологию целостностного подхода можно наблюдать во всех областях практической и познавательной деятельности. Например, объединение корпускулярной и волновой теории света, признание прав меньшинства в политике (так называемый «консенсус»), судебное решение как результат состязания обвинения и защиты и т.д. В педагогике — это определение целей образования, исходя из предназначения человека и потребностей общества в конкретных специалистах, это выбор ценностей воспитательной работы в условиях многонационального состава учащихся и их принадлежности к разным типам мировоззрений и т.д. Отсюда методологическая культура данного уровня необходима не только педагогу, но и специалистам-негуманитариям. По мнению А.Д. Московченко, необходимо преодолеть культурологический хаос не только в современной школе, но и в инженерном образовании, поскольку «инженерия причастна напрямую к проектированию и конструированию собственно человеческой культуры».[167] Методологией решения образовательных задач в педагогике, по его мнению, должна стать идея биосферно-космологического синтеза знания, так как «главная ценность — человек гармоничный, целостный, обращенный к Космосу».[168]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют многообразные источники и средства совершенствования методологической культуры.

 

  1. Уровни методологической культуры

 

Выделение разнообразных форм проявления методологической культуры как при социологическом подходе к пониманию культуры, так и при ценностном показывает, что эти формы неравнозначны, что можно установить их субординацию, иерархию, выделить их уровни.

Сегодня считается общепринятым выделение трех уровней методологии: философского, общенаучного и частнонаучного. Даже те, кто выделяет другое количество уровней, подтверждают наличие указанных трех уровней. Например, Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня методологии: философская методология (анализ общих принципов познания, общенаучная методология (исследование общенаучных концепций, воздействующих на все или большую часть научных дисциплин), конкретно-научная методология (описание методов, принципов исследования, процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине). Четвертый уровень методологии — это методика и техника научного исследования (разработка процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала и его первичную обработку.[169]

Основное расхождение исследователей начинается по вопросу о содержании методологии разных уровней. Одни считают, что есть только философская методология, а общенаучная и частнонаучная — это лишь следствие методологической функции философии, породившей данную частнонаучную теорию. Так, по мнению А.Л. Симанова, частнонаучная теория в результате «инверсии» берет на себя методологическую функцию философии и затем переносит на все остальные теории.[170] В этом случае философия присутствует на всех уровнях, она детерминирует общенаучную и частнонаучную методологию, а в качестве методологических установок используются философские категории, законы, философские системы в целом. Согласно этому подходу «общенаучные понятия по своим логико-гносеологическим функциям выполняют роль посредника, проводника философской методологии на уровне специальных наук».[171]

Сторонники отождествления философии и методологии считают, что тот факт, что ученые зачастую не нуждаются ни в какой философии, а используют только общенаучные методы и методологию, еще не доказывает, что в философии нет необходимости. Действительно, в нашей литературе, например, до недавнего времени считался общепринятым тезис Ф.Энгельса о связи философии с естествознанием: «Какую бы позу не принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия».[172]

Согласно другой точке зрения, методологическую функцию может выполнять не только философия, но и любая теория, любое общее положение, выступающее регулятором частных выводов или способов деятельности. Именно в таком значении, как правило, употребляются понятия «методология», «методологическая основа», «методологический принцип», «методологическое правило» и т.д.      Выделение уровней методологической культуры предполагает и овладение ими. Поэтому в педагогической литературе в том или ином виде присутствуют указания на такую необходимость.[173] От педагога требуется знание методологических установок, умение их использовать, наличие навыков их применения. Отсутствие соответствующих знаний, умений и навыков считается отсутствием методологической культуры.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 69 971, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий