Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Особенно наглядно видна методологическая роль философии в произведениях тех, кто рассматривает педагогику как прикладную философию. Так, идею свободного воспитания Руссо Гессен выводит из его отрицания культуры, которую Руссо считает искусственным образованием, результатом рассудочности, противопоставляемой им естественной чувственности. Само же отрицание культуры у Руссо есть следствие отрицания её причины — разделения труда. В разделении труда Руссо видит причину неравенства людей, так как разделение труда уничтожает естественное равенство людей. Руссо объясняет это тем, что когда человек специализируется на какой-либо деятельности, он попадает в зависимость от других участников общественного труда. Чем дальше идет разделение труда, тем сильнее становится эта зависимость. Из свободного, самодовлеющего существа человек становится несвободной частицей социального механизма. Желая облегчить себе удовлетворение своих потребностей, каждый стремится захватить себе возможно больше благ, отсюда возникает неравенство, утрачивается свобода. По мнению Руссо, культурное состояние отличается от природного именно разделением труда, которое породило другие бедствия: собственность, неравенство, человеческое рабство. Отсюда он делает вывод: образование должно восстановить единство человека с природой, вернуть его в естественное состояние. Для этого, по мнению Руссо, необходимо «естественное» воспитание, под которым он понимает прежде всего «свободное» воспитание. Задача этого воспитания — создать человека, а не подготовить его к какой-либо профессии. Средство этого воспитания — свобода, или, что то же самое, исключительно природная жизнь, протекающая вдали от культуры с её искусственностью и механичностью. Задача воспитания — предохранение человека от культуры. Надо сделать так, чтобы природа сама действовала в человеке, ибо она — наилучший воспитатель.[141]

Методологическая редукция предполагает возможность поиска онтологических или гносеологических оснований педагогических взглядов. Так, гносеологический анализ теорий обучения был проведен Г.И. Петровой. Она проследила связь теории обучения с формами гносеологии. Проведенный анализ позволил сделать вывод, например, о том, что «общая гносеология механистического материализма рождает и соответствующую гносеологию обучения».[142] Так, например, в новое время «абсолютизация предметного содержания в познании и наглядности в обучении была связана с механическими и натуралистическими концепциями в гносеологии, отрицающими активность субъекта, основанными на принципе жесткого детерминизма гносеологического образа внешним миром, на непогрешимости органов чувств и непосредственной данности объекта в познании».[143] Объясняется это тем, что «…обучающийся оказывается в своем познавательном акте поставленным в позицию ученого. А это значит, что методы исследования и обоснования должны совпадать с методом усвоения в обучении».[144]

Методологическая редукция позволяет отделить философские основания педагогических теорий от общенаучных и собственно педагогических. Она позволяет сделать вывод о том, что многие педагогические идеи определялись не философскими идеями и позициями. Так, С.И. Гессен, объяснив педагогическую идею свободного воспитания Руссо его философскими взглядами, показывает, как определяются конкретные педагогические приёмы уже самой идеей свободного воспитания. Именно из нее следует идея «отрицательного воспитания», задача которого — ничего не делать, ничего не навязывать, а только ставить воспитанника в условия, при которых он сам бы всё делал. Эта педагогическая идея, в свою очередь, определяет уже деление воспитания на периоды, так как всякое воспитание, будучи собственно самовоспитанием, не может начаться ранее, чем в достаточной мере развились у воспитанника соответствующие органы и возникли соответствующие потребности. Задача же воспитателя — следя за возникающими запросами воспитанника, удовлетворять их и поставить его в условия, развивающие его органы и способности.[145]

Эти идеи, хотя и имеют свое начало в философии, могут быть выведены из физиологии, психологии или из других наук. Так, свой метод Монтессори называет «научной педагогикой» именно потому, что он весь основан, по её мнению, на физиологии и психологии. Она даже готова назвать свою педагогику медицинской, так неразрывно связаны в её системе медицина с педагогикой. Даже идеал свободного воспитания у Монтессори происходит из необходимости индивидуального развития отдельных чувств ребенка. Можно, конечно, назвать её методологию сенсуализмом, натурализмом и считать это философской методологией, но в действительности они не являлись методологическими установками Монтессори.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 69 932, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий