Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Шестов осуществляет глубокую редукцию — редукцию к онтологическим основаниям жизни. При этом он выделяет две основные методологии жизни. Первая ¾ вера без каких бы то ни было доказательств, представленная отчасти в трудах Плотина, Паскаля, Лютера, Ницше. Вторая — вся традиция метафизики с её подчинением необходимости, принудительной силой истины. Будучи сторонником первой, Шестов настолько последователен в критике второй, что заслужил звание философствующего антифилософа.

Понятие «методологическая редукция» входит в более широкое понятие «реконструкция идей», применяемого, например, в философии при выявлении философских идей в нефилософских источниках.[129] Реконструкция идей, помимо методологической редукции, включает выявление онтологических, гносеологических, социальных и других оснований. Методологическая редукция лежит в основе понимания сложных текстов, с её помощью мы можем объяснить поступки человека. Методологическая редукция выявляет их методологию. В этом смысле методологическая редукция является и частью логического, лингвистического и герменевтического анализа. Поэтому представители аналитической философии пристальное внимание уделили пониманию редукции. Так как редукция означает сведение одной теории к другой, более общей, то возникает проблема: «Будет ли старая теория выводима из новой теории или она просто замещается последней?» Решительным сторонником несводимости двух теорий является П. Фейерабенд. Его позиция получила название «методологического анархизма». Действительно, если одна теория не сводима к другой, то никакую теорию нельзя использовать в качестве методологии, все теории равноправны, а развитие науки есть соревнование альтернативных теорий. Но подобный подход означал бы ликвидацию методологической функции общих теорий и философии, поэтому позиция П. Фейерабенда встретила активное возражение сторонников преемственности теорий, кумулятивного процесса накопления знаний.

В учебниках советского периода по истории педагогики, как правило, фиксируются философские взгляды автора педагогического учения, мало исследуются философские основания самого педагогического учения.[130] Философские основания педагогических теорий лучше всего раскрыты в трудах представителей точки зрения на педагогику как на прикладную философию. Наиболее удачными в этом отношении являются «История педагогики» П. Монро и «Основы педагогики» С.И. Гессена.

Возможность методологической редукции определяется самой природой философской мысли. На эту особенность указывал Булгаков в «Трагедии философии». Всякое философское учение представляет собой систему, неустранимой чертой которой является «логический монизм»[131], подразумевающий возможность адекватного, непротиворечивого миропознания. Этот логический монизм является потребностью разума. То, что Булгаков называет духом системы, пафосом системы, является её методологией. Система же «есть ничто иное, как сведение многого и всего к одному и, обратно, выведение этого всего или многого из одного».[132] Вся история философии, по мнению Булгакова, представляет собой сознательное избрание чего-то одного, части вместо целого. После того, как это одностороннее избрание состоялось, начинается обратное выведение всего из этого одностороннего (логическая дедукция из отвлеченных начал)[133] с помощью логики. К этому, по мнению Булгакова, «стремится человеческая мысль, не останавливаясь перед насилием и самообманом, обходами и иллюзиями».[134] Это стремление объясняется необходимостью понимания происходящего, что обеспечивается знанием методологии, которой соответствуют поступки. Методология организует знание и действия людей, методологическая редукция её выявляет, то есть сначала методологическая редукция, затем дедукция, объяснение всего на основе методологической функции философии. Так, В.В.Зеньковский показывает, как методологическая идея совпадения законов природы и общества привела К.Н.Леонтьева к выводу о фазах развития конкретного общества, как культурно-исторического типа.

Методологическая редукция позволяет выявить методологические основания педагогических учений. Как отмечает В.А. Дмитриенко, содержание педагогической науки может рассматриваться в трех основных измерениях:

1) онтолого-социологическом;

2) гносеологическом;

3) логическом.[135]

Так как эти измерения включают в себя содержание методологических установок, используемых при создании педагогических учений, то они должны быть обнаружены при методологической редукции педагогических учений. Редукция выявляет установки и методы, которые выполняют роль методологии данного педагогического учения. При этом выявляются не только философские установки, но и общенаучные и специальные методы и принципы, которые были использованы при создании педагогических учений.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 99 458, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий