Татьяна Ростовцева

О человековедении применительно к Украине.

Словом, «неопределенность – вершина определенности». Вспоминается пушкинское «Гений – парадоксов друг». Так ведь друг, а не ходячий парадокс! Мышление человеческое включает в себя и парадоксальность, но не исчерпывается ею. Тех, кто возмутился этими авторскими оценками, хочется предостеречь еще от одной «простоты», а именно: не стоит воспринимать авторское противопоставление используемого им термина «человековедение» как замену антропологии и антропософии. Подобно тому, как в еще в Х1Х веке заступники русского языка в борьбе с западной культурой предлагали не говорить «калоши», а «мокроступы». В том-то и дело, что и калоши, и мокроступы суть одно и то же. А человековедение, по мнению автора, не есть то же самое, что антропология и антропософия. Подобно тому, как «психос» (по-дневнегречески) и психика (по-русски) в православно-христианской русской традиции не есть душа. Физическое производит психическое, психика есть производное физики. Душа – Божественна, духовна, нематериальна. Человековедение включает, таким образом, по мнению автора, изучение физического с психическим, с одной стороны, а с другой – душевного с духовным. Человековедение изучает человека (человеческое вещество и существо) в целокупности. Это отнюдь не означает, что нас мало интересует тело человека, его физико-психическая составляющая — нет. Напротив, интересует всё больше в обезбоженной и обезбоживаемой человеческой популяции – в т.н. тренде неолиберальной глобализации. На сегодняшний день глобализация по-прежнему шизомадична, как шизомадичны и талмудизм-иудаизм, и католичество с протестантизмом, и суннитский исламизм – все эти «обезьянства Бога», по Достоевскому. Только монотеистические ортодоксии в лице их носителей — Торы, Евангелия и Корана — пока еще противостоят блудным ересям трех арамических монотеистических религий.
И психическое как производное физического нас интересует не меньше, нежели физическое. Истинно духовное – религиозно-властное воздействие – осуществляется через душевное в человеке. Эрзац-религиозное воздействие (в том числе, т.н. христианская мистика неортодоксального характера, по Штейнеру), минуя душевное, воздействует через психическое, через мышление – «науку о духе», в частности. В этом смысле, политическая психология, казалось бы, имеет полное право на существование (как и политическая философия). Эти две дисциплины как раз вроде бы и представляются адекватными обезбоженной и обезбоживаемой сегодняшней глобализующейся, глобализуемой и почти глобализованной человеческой популяции. Почему представляются адекватными, а не являются оными? Во-первых, потому, что всеобщей глобализации по шизомадичекому типу (либерал-демократическому) еще не наступило. Вопреки прогнозу Ф.Фукуямы, Азия как Дальний Восток и российская Евразия не впали в шизомадию в отличие от Евроатлантики с Ближним и Средним Востоком (передней и средней Азией), да и они частично – не в тренде, как, например, Израиль и Иран. «Не всё еще дорешено» — до физики с психикой. Выше означенные особенности, полагаем еще проявят себя в ближайшей обозримой перспективе в плане противостояния неолиберализма и неоконсерватизма как идеологий.
Во-вторых, ни у политической психологии, ни у политической философии нет адекватной методологической базы для исследования объекта – политической жизни. Точнее, прежде всего, адекватной базы нет у современной психологии, практически оторвавшейся от своей родоначальницы – психиатрии. А научно-философское постижение политической жизни немыслимо без научной, т.е. в данном случае, психологической базы. Современная психология – дисциплина в сущности своей не столько научная, сколько «бизнесовая» — вечно коммерческая. Впрочем, этим недугом (только, скорее, не врожденным, а приобретенным) всё больше страдает и медицина, включая психиатрию. Словом, порочное кольцо самотворчества, как и положено шизомадии, замыкается… Где же выход, и есть ли он в принципе? Сегодня поиск этого выхода – задача задач. Под выходом в данном контексте мы понимаем то, что замедляет апокалиптический исход – неминуемый. Для Бога времени нет, для человека – есть. Время доступно человеческому разумению. Он, человек, может попытаться им и ведать. Ведь пытается же он (и небезуспешно!) изучать культуру человечества, культуру в широком смысле, как совокупность достижений, посредством исторического познания – истории. Русские советские ученые, помнится, постулировали и пытались научно-философски доказать, что время материально (академик В.П.Казначеев). Не это ли вершина человеческого мышления? Прогрессистского, либерального, наивно-дерзновенного – словом, гордынного, но зачем-то (нам неведомо) попущенного Создателем.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7

Опубликовано в Проза, просмотров: 10 015, автор: Татьяна Ростовцева (11/11)


Добавить комментарий