Kabanov

Русская культура

Русские не привыкли жить только для себя, и когда жизнь подталкивает к этому, человек сопротивляется. Поэтому пьяный человек обязательно задаст знаменитый вопрос «Ты меня уважаешь?». Уважение других русскому дороже личного богатства, потому что личное богатство еще не гарантирует благополучия (отсюда пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся»), а вот уважение других вселяет надежду на помощь в трудную минуту («на миру и смерть красна»).

Юродство как следствие коллективизма

В общине каждый вел свое хозяйство сам, только земля была общей. Периодические переделы исправляли неравенство, складывающееся в результате изменения численности семьи, поэтому различие в уровне жизни между бедными и богатыми было не столь уж значительным. Но даже незначительное различие в условиях соборной психологии воспринималось как несправедливое.
Можно было разбогатеть за счет эксплуатации других общинников. Более хозяйственные мужики могли помочь тем, кто в силу обстоятельств оказался в затруднении или был менее сообразителен, или ленив. Можно было заставить должников отрабатывать, оказанную помощь в большем размере. Но общинная психология была направлена против богатевших таким способом людей. Их называли мироедами, кулаками, с ними нередко случались «несчастья». Отсюда богатством хвастаться было опасно, наоборот, лучше прикинуться бедным. Это притворное самоуничижение – юродство – отличительная черта русского человека. Она результат соборности, общинной жизни — в общине нельзя выделяться.
Стремление быть как все, и даже хуже всех, закрепило христианство с его ценностями. Именно в юродстве в более полном виде воплощается идеал христиан – монашеский образ жизни. Вот почему в лесной, почти недоступной властям местности, христианство нашло благодатную почву. Может быть по этой причине – обеспечение «социальной однородности» в общине – крестьяне во время бунтов и революций не разворовывали, а просто жгли родовые усадьбы помещиков [3, 100].
В Западной Европе в ходе Реформации протестантизм (новое течение в христианстве, противостоящее католицизму) изменил систему ценностей – в протестантизме богатство стало ценностью. На место отрицательного отношения к богатству появилось представление о том, что богатство есть показатель отношения Бога к тебе и твоего отношения к Богу. Если ты богат, значит любишь Бога, а Бог любит тебя.
Развитие капитализма в России не изменило отношение к богатству. Большинство населения оставалось крестьянским, и поэтому изменение религии было практически невозможно. Реформы Никона, приведшие к церковному расколу были вызваны не социальными причинами, и поэтому новая вера была лишь слегка измененной старой православной, не имеющей никакого сходства с протестантизмом в Европе. Протестантская религия была приспособлена к новым капиталистическим отношениям, а ценности православия оставались неизменными.
Юродство прочно сидит в нас. Русские и сейчас охотно рассказывают о своих бедах и несчастьях. Европейцы, особенно американцы, ведут себя прямо противоположным образом. Если американец имеет доллар, он заявляет, что он миллионер. Русский миллионер прикидывается нищим.
По-видимому, следствием привычки к юродству является и подобострастное отношение к загранице. Оно происходит не только по объективным причинам – правильной оценки достижений иностранцев и порядка в их жизни. Порой даже когда явно видно, что русская вещь лучше, все равно отдают предпочтение заграничной.

Мессианство как черта коллективистской психологии

Некоторые видят истоки трагедии русского народа в мессианстве, которое до сих пор присуще русскому народу. Считается, что эта идея стала национально-государственной идеологией после захвата турками в 1453 г. столицы Византии Константинополя. Идея божественного предназначения Руси как центра и спасителя православия «Москва – Третий Рим» постепенно «проникает в умы аристократов и простых крестьян, закрепляясь в качестве культурной традиции» [8, 195]. «Первый Рим» был завоеван германскими племенами. После захвата турками Константинополя («второго Рима») Россия осталась единственным независимым православным государством. Падение Византии рассматривали как результат Божьего суда, а женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог сделала его приемником этой власти. Отсюда Москва – третий Рим – надежда и спаситель всех православных.
Конечно, представители православной церкви могли так думать, но какое дело до этого среднему крестьянину! Когда речь идет о мессианстве народа, то его нельзя объяснять действиями отдельных личностей. До глубины души каждого отдельного человека не добраться никакому патриарху. И может быть сами мысли священников и представителей светской власти можно объяснить более глубокими причинами.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 43 617, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий