Kabanov

Русская культура

И как бы то ни было, но многие шаги коммунистических правительств действительно служили интересам всего народа. Единственная беда полного государственного управления экономикой – его экономическая неповоротливость и неэффективность. Что и показал нам пример всех социалистических стран в том числе и СССР. Государственное управление должно было быть дополнено рыночным механизмом (как это происходит в Китае) или рыночная экономика должна быть дополнена государственным регулированием. Мера того и другого зависит от особенностей данного государства и конкретных экономических ситуаций.
Без государственного управления рынок тоже не может работать эффективно. Об этом свидетельствуют экономические кризисы в прошлом и в настоящем. Так в начале ХХ века появилась необходимость в государственном вмешательстве в дела монополистов. В США такое вмешательство государство осуществило при правительстве президента Рузвельта без перехода власти к фашистам и коммунистам. Рузвельт уловил требование времени и сделал то, что и должен был сделать, как умный руководитель. Государство устанавливало цены, объемы производства и сбыта. С точки зрения эпохи свободной конкуренции эти меры были неслыханными. Некоторые в то время так и заявляли, что президент Рузвельт строит в Америке какой-то социализм. Примечательно то, что после войны в США многие законы, принятые для выхода из экономического кризиса, были отменены как неконституционные. Но в 30-е годы они позволили преодолеть последствия господства монополистов. К тому же отмена законов не означала возврат к прежнему состоянию. В качестве необходимого остатка государственного регулирования в США, а затем и в других развитых странах появилось антимонопольное законодательство. Например, в США монополистом считается фирма, доля которой превышает 16 процентов от всего производства страны. В России – 35 процентов. Причина в том, что в столь короткое время нельзя перейти от почти стопроцентного монополизма, существовавшего в советский период к развитому рынку Западной Европы, который складывался столетиями.
Экономика России в изоляции могла динамично развиваться на собственной основе. Так СССР по уровню производства находился на втором месте в мире. Но в настоящее время международное разделение труда, дает преимущества тем, кто в нем участвует. Чтобы воспользоваться этими преимуществами, необходимо свою экономику специализировать на производстве товаров, способных выдержать международную конкуренцию, а для этого придется отказаться от целых отраслей, что зачастую противоречит национальным интересам, так как это приводит к небывалому росту безработицы и всем ее последствиям. Открытие границ для иностранных товаров в России, привело к массовому разорению отечественных производителей, так как в этой местности издержки производства всегда выше, чем у европейцев, и тем более выше, чем у китайцев. Тот факт, что в годы российских реформ китайские деревни на границе с Россией превратились в цветущие города, в то время как русские города приходили в упадок не опровергает вышесказанного, а, наоборот, подтверждает. Климатическая разница основной территории наших стран создала разные уровни жизни, сформировала особый менталитет у народов, который и позволил китайцам в условиях рыночного беспорядка в России использовать свое преимущество – малые издержки производства из-за низкого уровня заработной платы. Тем более что развал российской экономики нередко носил преднамеренный, искусственный характер.
Естественное развитие получило в России производство только тех товаров, которые в других странах либо отсутствуют, либо их недостаточно: сырье, вооружение, космическая техника. Население, занятое в других отраслях (производство в которых при таких условиях сворачивается) вынуждено переходить на натуральное хозяйство – обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией, чтобы хоть как-то выжить [О негативных последствиях открытости экономики России см. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. Москва. 2003]. Климатические условия России всегда требовали большую долю населения, занимающуюся сельским хозяйством, а в настоящее время к ним добавились и те, кто вытолкнут из промышленности.
Существует как бы две России: одна – включенная в мировое разделение труда, другая – существует на социальное пособие или живет натуральным хозяйством. Картина жизни людей второй России поражает своей безысходностью. Частично удар смягчается государственной социальной политикой. Но эта часть населения будет обречена, если не изменится ориентация на открытость российской экономики.
Вопрос о причинах бедности — это не только экономический вопрос. Разве все русские живут бедно? Плохо живут только те, кто получает маленькую зарплату. Ну, а какой она должна быть? И что это значит «должна быть»?

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 43 650, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий