Kabanov

Русская культура

Там, где условий для демократии нет, даже свободу должна дать власть. Поэтому все реформы в России идут сверху. Европейцы такое предоставление демократии «сверху» рассматривается как отсутствие демократии. Но на большей части территории России и сегодня для демократии «снизу» нет условий, и чем восточнее от Москвы, тем меньше демократии. США можно разделить на отдельные штаты и их деятельность не будет нарушена и количество демократии не уменьшится, так как они все практически однородны и могут существовать самостоятельно. Разделение России в этом отношении погубит целые регионы. Даже многопартийная система в стране эффективно не работает, так как у партий плохая поддержка на местах. При всем своем желании помочь партиям, народ безмолвствует.
Отсюда центральная власть, в интересах своей безопасности, должна постоянно следить, чтобы существовал канал связи с народом. В советский период обратная связь обеспечивалась с помощью различных собраний коллективов, отчетов начальников разных уровней. Руководители были обязаны выступать на собраниях, отвечать на письма трудящихся, на критические выступления прессы. Отсутствие всего этого сегодня может привести к неприятным последствиям.

Склонность к бунту, как средству разрешения социальных конфликтов

В условиях отсутствия демократии протест против невнимания и несправедливости властей разных рангов не находит выхода. Обиженный человек не может добиться своего, поэтому он ждет того момента, когда наступает уверенность, что он сможет победить. Вот почему про русских можно сказать словами Михаила Жванецкого: «В драке не помогут, в войне победят». Победа возможна только, когда выступят все – то есть в условиях массового бунта. Отсюда и уважение народа к людям способным на бунт – революционерам. Какими бы разбойниками не были Разин и Пугачев, народ до сих пор поет о них песни. А пострадать за народ на Руси всегда считалось великим делом.
Так как бунт зреет в среде самых забитых и покорных, не столько в центре, сколько на окраинах, то власть, как правило, этого не видит и не понимает, за что ее начинают так ненавидеть. Поэтому бунт выглядит бессмысленным. А расплата наступает за все. Отсюда он беспощаден. Отсюда и победа народа временна, как только он расходится поодиночке, власть возвращает все на свои места.
Разве сейчас законы не позволяют провести демократические выборы? Но попробуйте их осуществить, особенно на местном уровне – так называемый «административный ресурс» перечеркивает весь демократизм тайного голосования.
Главное для русского не демократия вообще, а личная свобода. Обвинение русских, что они не готовы к демократии, беспочвенны. Это все равно, что обвинять в том, что они носят слишком теплую одежду. Нельзя быть неготовым к свободе. Но она в европейском виде в России невозможна. Уровень демократии здесь такой, какой возможен в этой местности при данных климатических, географических и экономических условиях. Конечно, экономические условия можно изменить, но для этого требуется много времени и средств. Например, построить много городов и предприятий в пределах досягаемости ежедневных поездок на работу, чтобы у человека был выбор, либо снабдить всех соответствующими транспортными средствами. Все это пока является утопией.
Европейцы нащупали одно из главных отличий России от Запада и поэтому имеют возможность всегда, когда им выгодно, ковырять нашу рану.
Демократичность общества – это не только демократичность выборов главы государства и ее представительных органов, но и реальность прав и свобод граждан. Если внимательно проанализировать различия России и стран, которые называют себя демократическими, то по некоторым позициям в Росси демократии не меньше. А если судить по поведению США и НАТО, так отсутствие (по их мнению) в какой-либо стране демократии – это всего лишь повод поступать с этой страной так, как им заблагорассудится. Разве собственные недемократические поступки (бомбардировки, оккупация территории суверенных государств) могут быть оправданы отсутствием демократии у других. В этом случае возникает вопрос: что же называть тогда демократией сточки зрения США? Ответ ясен – право сильного.
Можно ли считать, что соборная психология русских закрывает дорогу либерализму? Нет, конечно. Либерализм и коммунизма – это две формы гуманизма, произрастающие из одного корня – признания всех людей равными. Из одной посылки были сделаны разные выводы: если все равны – должно быть имущественное равенство (коммунистический гуманизм), если все равны, то каждый имеет право на личную свободу и частную собственность (либеральный гуманизм). В зависимости от своего положения человек вынужденно думает либо либерально, либо коммунистически: когда у него плохо, он думает коммунистически, а когда хорошо – либерально. Это относится и к целому народу. Так как в России жить тяжело, то люди чаще думают по-коммунистически, а у европейцев больше причин жить и думать либерально.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 43 723, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий