Kabanov

Гносеологическая функция спорта

С точки зрения гносеологической функции спорта интересен вопрос и о соотношении умственных и физических усилий в игровых видах спорта. Очевидно, что выигрывает та команда, которая располагает большим потенциалом того и другого, так как она имеет больше возможностей для творчества. Изучение стратегии и тактики игры как раз и показывает соотношение умственных и физических усилий команд, а, значит, и их возможностей. Это относится к первому аспекту гносеологической функции спорта. Сюда же относятся исследования выносливости, внимательности, ловкости, скорости мышления, слаженности действий, способности к взаимопониманию и предвидению и т.д.
Исследование во втором аспекте включает изучение правил игры с точки зрения созданий условий для проявления творчества игроков, как в физическом, так и умственном отношении. Здесь мы выясняем: насколько мир случаен, насколько он управляем волей человека. Такое восприятие мира должно помочь организаторам и тренерам увидеть перспективу развития данного вида спорта и перспективу развития команд. Эти исследования тоже могут создать предпосылки для появления новых видов спорта. Но могут возникнуть сомнения: а есть ли у мира такие качества, которые мы предполагаем при изучении игровых видов спорта? Не плод ли они нашей фантазии? О том, что такие характеристики мира существуют, говорит наличие таких эмоциональных оценок игры, как «интересная» или «скучная», «захватывающая» или «блёклая» и т.д. Отрицательная эстетическая оценка характера игры говорит о том, что мы, зрители-болельщики, видим те качества мира, которые позволяли игрокам использовать свои возможности для творчества, но они их по какой-то причине не использовали.
Ко второму аспекту относится и исследование таких вопросов, как влияние различных правил игры на её результаты. Например, как изменится характер игры в таких видах спорта, как футбол, ручной мяч, хоккей, если увеличить или уменьшить ширину ворот. Ясно, что это изменение скажется как на счёте, так и на эстетическом восприятии игры, что можно и нужно исследовать. Здесь мы вторгаемся в область действия в спорте, таких характеристик мира, как случайность и необходимость.
Интересно с этих позиций посмотреть на различие спортивных и неспортивных игр. В неспортивных играх результат зависит не столько от игроков, сколько от случая (например, карты, домино, нарды и т.п.). Но само соревнование носит азартный характер именно из-за возможности широкого применения творческих способностей. И только из-за большого влияния случайности на результат, такие игры не являются спортивными. Случайности есть и в спортивных играх – порывы ветра, блики солнца и т.д. Но эти случайности сознательно распределяются равномерно на обе команды, чтобы свести к нулю их влияние на выявление победителя. Например, смена ворот в футболе, площадок – в баскетболе и т.д. Но полностью влияние случайности устранить не удаётся. Наиболее показателен в этом отношении футбол с его маленьким счётом. Здесь слабая команда может выиграть у сильной из-за одной случайной ошибки соперника. В баскетболе, где счёт идёт на десятки, роль случая, наоборот, минимальна.
В неспортивной игре случайности не только не устраняются, они лежат в основе самой игры (перемешивание карт, домино, бросание костей). Фактически игроки соревнуются не столько друг с другом, сколько с непредсказуемостью мира (в данном случае, его части). Но тем самым мы узнаём и пределы непредсказуемости мира. Чем больше массив данных, тем более очевидным становится проявление закономерности. Следовательно, возможно найти то количество игр, которые сведут случайность к минимуму, и тогда неспортивная игра по своим условиям приблизится к спортивной.
Данные, полученные при исследовании игр, в которых присутствует случайность, являются предметом исследования логико-математических наук.
Таким образом, гносеологическая функция спорта проявляется в различных направлениях исследований как самого человека, так и мира, в котором он существует и действует.

П.Г. Кабанов

Страниц: 1 2

Опубликовано в Наука, просмотров: 5 445, автор: Kabanov (112/178)


Добавить комментарий